Обязательность акпп для инвалидов

На чем ездить безногому инвалиду?

На чем ездить безногому инвалиду? Ждать подаяния от различного рода чиновников? Или — не унижаться, а заработать на свой автомобиль самому? Казалось бы — вот идеальное решение для государства и всех его чиновников, вместе взятых! Но

Олег Тышлер из Твери, будучи инвалидом без левой конечности, так и сделал: иномарка с АКПП полностью решила его транспортные проблемы. Правда, тут же начались «мелкие» неприятности — чиновники заявили, что такой автомобиль не является полноценной «инвалидкой», а потому — извольте не только купить машину, но и исправно платить за нее транспортный налог! Олег возмутился и сумел, казалось бы, доказать свою правоту в 2006 году. Но, оказалось, все только начинается…

Ниже — повествование от главного действующего лица.

Меня послали по известному каждому россиянину адресу 16 февраля 2006 года. Бумаги, подтверждавшие, что АКПП для инвалида с отсутствующей левой нижней конечностью может считаться специальным оборудованием, не сработали. Ни экспертное заключение НАМИ, ни письмо конструктора СеАЗа, ни мнение ФНС о том, что получение документов по этой теме — вне их компетенции… На тот момент больше никаких документов не было. Не было и самого главного — внесения изменений в конструкцию автомобиля. Что делать дальше, если честно, не знал.

Государство 1 января 2005 года 122-м законом послало всех безногих и безруких, и, ничего взамен реально не предлагая, молчит и по сей день. Ни одного официального заявления — как будто нет проблемы! И понятия «автомобиль» больше нет, а есть политкорректное (!?) «средство активного передвижения», не включенное в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Никому на всех уровнях власти не стыдно. А мне было стыдно, что, пройдя через унизительные разговоры с чиновниками, ничего не смог им противопоставить действительно весомого. АКПП для инвалидов — специальное оборудование, компенсирующее физический недостаток. И я это буду доказывать. Технический прогресс не остановить: увечья у людей — те же, а средства компенсации их давно не похожи на деревяшку одноногого пирата Сильвера и классический триллер «Запорожец», в современной постановке именуемый «Ока».

Цена вопроса — долг по транспортному налогу. Поэтому решил, что буду действовать без юристов, и, тем более, адвокатов. Но нужны факты в доказательной базе, козыри.

Экспертное заключение НАМИ о допуске к дорожному движению, полученное ранее, и был первый козырь. Без него вообще разговора не было бы ни с налоговой, ни с ГИБДД.

Вторым козырем должен был стать письменный отказ налоговой службы разъяснить со ссылкой на официальный документ, что такое «автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами». И это оказалось труднее всего. Во время этой переписки меня послали не один раз. Только ссылки на статьи Налогового Кодекса привели отписантов в чувства. Такой ответ я получил через полгода. УФНС, наконец, признало, что «… в Кодексе отсутствует понятие «специально оборудованные для использования инвалидами»…» и советовало применять указанное понятие «…в том значении, в каком оно используется в законодательстве, регулирующем правила пользования транспортными средствами». Какой талант пропадает у «писателя», на что разменивает себя!

Но нет такого понятия в таком законодательстве. Нет документа, раскрывающего упомянутое выше понятие. Нет перечня специального оборудования для использования в автомобилях для инвалидов с целью компенсации физического недостатка. Нет самого понятия «автомобиль для инвалида». Нет основы, на которой можно строить конструктивный диалог, нет терминологической базы. Инвалиды здесь причем? Почему проблемы чиновников мне должны стать близки, а моя последовательная позиция, и не только моя — не находит понимания?

Одновременно работал по линии получения третьего козыря с признанием ГИБДД отсутствия документа, раскрывающего понятие «специально оборудованный для использования инвалидами». Удалось добиться только косвенного признания через более чем пространный ответ. В итоге, в перерегистрации, как меня и предупреждал бывший работник МРЭО, мне отказали. Официальная причина — нет факта переоборудования (дооборудования), неофициальная — не знаем, что вписать в «особые отметки». Несмотря на такой исход, следует отдать должное: наши отношения не испортились.

Четвертый козырь я получил от медицины, соответствующим образом оформив индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР). Это — официальный документ, и в нем было записано, что я могу управлять автомобилями либо с ручным сцеплением, либо с автоматическим сцеплением, либо с АКПП. Проходя водительскую комиссию перед процедурой, я узнал, что все машины имеют ручное управление, потому что в них… руль крутят руками! Вот так, любезный, а Вы нам тут про «автомат» басню травите. Работникам медико-социальной экспертизы (МСЭ) ничего объяснять не пришлось, однако посетовали, что никаких документов по подбору технических средств компенсации у них нет.

С большим трудом отыскал сначала ссылку на Руководящий Документ НАМИ, а затем и необходимые страницы из него с классификацией физических недостатков и технических средств их компенсации в автомобилях для инвалидов. Среди всего прочего, часто упоминалась АКПП. Вот это уже было серьезно, это был пятый козырь. По своей сути эти страницы и могли бы стать прототипом документа, который можно назвать как «Федеральный перечень технических решений в средствах активного передвижения для компенсации физических недостатков у лиц, управляющих ими».

Не надо ничего выдумывать, грамотные и серьезные люди из НАМИ — а не из Думы, Правительства или Минфина — уже сделали эту работу. Принять такой перечень предлагал не раз. Но демонстрация его налоговой ничего опять не дала. Призыв поверить экспертам не услышали. Немой разговаривал со слепым. Без суда ничего сделать нельзя.

Шестым козырем стала справка ЗАО «Рольф-Холдинга» о том, что в моем «Лансере» действительно установлена АКПП, и что таким автомобилем можно управлять, используя только правую ногу. Одновременно подчеркивалось, что дополнительного оборудования для инвалида не установлено. Т.е. все страхуются и это понятно.

А дальше решил так, что обращусь к добрым людям из дилерских центров города, в другие возможные инстанции с просьбой дать свое заключение по вопросу: может ли считаться АКПП специальным оборудованием для инвалида без левой ноги. И вариации возможные на эту тему. Получил. В том числе из Центра автоматических трансмиссий МАИ.

Поднял Областное Общество Инвалидов и «афганцев» выступить с предложением изменить формулировку статьи Налогового Кодекса. На большее их не хватило. Спасибо и на том. Против течения грести трудно, да и себя жалко тратить. А вроде бы мы все страдаем. Люди! В единстве наша сила! Нас должно быть много, чтобы нас услышали! Однако каждый сам для себя выбирает посильную степень сопротивления.

Было понятно, что только суд разрешит назревший конфликт с налоговой. В итоге сел писать исковое заявление о признании права на освобождение от уплаты транспортного налога за имеющийся автомобиль на основании наличия в нем оборудования, компенсирующего отсутствие левой нижней конечности. Предыдущее исковое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение того, что АКПП является специальным оборудованием, завернули, усмотрев в проблеме спор о праве.

Только я подал свое заявление, как через несколько дней до меня доходит письмо из службы судебных приставов с требованием оплатить долг по транспортному налогу. Оказывается, что пока я готовил материалы к подаче в суд, другой суд заочно принял решение по иску налоговой ко мне о взыскании с меня энной суммы долга. Все повестки по невнимательности налоговой шли по старому адресу. По заявленным мной ходатайствам заочное решение отменили и стали ждать решения уже по моему иску.

12 декабря 2006 года, в годовщину, когда мне отрезали ногу, состоялось первое заседание суда. Стороны выступили с изложением своих позиций. Примирения не вышло. Но я уже почувствовал, что суд, как говорится, встал на мою сторону. Потом до Нового года состоялось еще одно заседание, на котором у судьи было желание и закончить. Но налоговая ходатайствовала привлечь представителя ГИБДД в качестве третьей стороны. Я охотно согласился. Заседание назначили на 19 января 2007 года.

Нового года не получилось. Все ушло на нервы, бесконечную подготовку к бою. Пил коньяк и думал, что умру. Голова работала круглые сутки. Устал дико. Мысль о том, что дороги назад мне нет после «жидкого» выступления толкала вперед. Пойду до конца только потому, чтобы государству было стыдно отворачиваться от проблем этих неудобных инвалидов. Но подготовился я основательно. Пришел с фотографиями, книгами, рычагами, массой других вещей, кучей вопросов и к налоговой, и к ГИБДД, ответов на которые у них не было. Заодно почитал про психологию судебного процесса.

В итоге же случилось то, что и должно было случиться. Обе противные стороны в суде признались, что нет документа, раскрывающего понятие «автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами», а почему я могу ездить в автомобиле с АКПП — они не знают.

Я выиграл суд в Крещение, шел дождь.

Не очень надеясь на положительный исход, тихо поджидал очередной встречи с правосудием в Областном суде. Можно было и не ходить. Не хотел я своим одноногим видом убеждать суд. Но я хотел, чтобы меня выслушали и услышали. Прилюдно, т.к. в зале были и по другим делам сразу. Пока ждал, набросал несколько предложений для выступления и выдал. Совещательная пауза перед оглашением решения казалась вечностью. И сил радоваться уже не было. И вышел я никакой. А у представителя налоговой в суде это была просто работа. Потом забрал определение Областного суда, выждал срок подачи на обжалование. Звоню в налоговую с целью узнать, как закончить дело. А мы пока не собираемся, наши юристы хотят покопать еще. Ну, давайте, копайте.

Опять повестка в суд за разъяснением решения. С какого времени применить мое право на освобождение — от решения суда или как? И был ли установлен юридический факт наличия специального оборудования в автомобиле истца? А то у нас целые дискуссии разворачивались в юридическом отделе. И у меня вопрос к налоговой — а время освобождения в прошлое или в будущее? А суд решил, что от момента регистрации до момента установления факта отсутствия АКПП в моем автомобиле.

И не спрашивайте больше. Опять получаю определение, беру экземпляр для налоговой под роспись, т.к. они еще не забрали его. Иду в налоговую ставить точку. Ну, коли так решил суд, то мы исключим Ваш автомобиль из налогооблагаемых. Спасибо, что подчиняетесь решению суда. Но есть еще старый, «Лагуна», снятый с учета в 2004 году — как с ней будем? У меня есть аналогичные бумаги. Не смешно будет, если за нее через суд будете требовать уплаты. Оказалось, смешно.

На мое письмо о подтверждении моего права не исполнять налоговые уведомления, пришел ответ. За «Лансер» претензий нет, а вот за «Лагуну» рекомендуем заплатить должок. Неужели опять в суд? Ну, Вы же должны нас понять, нас проверяют, нас ругают, у нас свои трудности. Поэтому надо сопротивляться до последнего.

Читайте также:  Краш-тесты детских автокресел - ADAC, IIHS, EuroNCAP, Авторевю

Но я не хочу знать о ваших страхах, проблемах, дискуссиях, процентах, суммах взысканных недоимок и недоплат, не хо-чу! От инвалидов государство отвернулось, на наших бедах делаются большие деньги. А умный вид с экранов не вылечит, не поможет и не заменит человеческое отношение к таким же соотечественникам, как и вы, добрые вы мои госслужащие! В жизни и с вами может случиться все. И только сравнявшись с нами (никому этого не желаю!), ощутите на себе глубину заблуждений по отношению к нам.

Чтобы не напоминать Вам о долге, подавайте на налоговую в суд. На Вас, Олег Андреевич, мы уже подать не можем. А я — мирный человек, это УФНС меня вынудило судиться, не хочу больше.

Расстались мы почти друзьями, правда после того, как налоговая против меня проиграла в суде о взыскании с меня долга, а я против налоговой выиграл о признании права на освобождение.

В общем, я выиграл. Один. На зубах. Это был мой личный протест против чиновничьего беспредела.

В заключение — список тех, кто, как бы это помягче сказать, не захотел меня понять: ФНС России — 2 раза, МинФин России — 2 раза, Минздравсоцразвития России, ДОБДД МВД РФ, Департамент соцзащиты области — 4 раза, УФНС по области — 8 раз, ГИБДД УВД области — 4 раза, а также Государственная Дума, Законодательное Собрание области, лично начальник УФНС и куча его подчиненных. Кроме этих добрых людей, мне ничем не помогли Федеральный инспектор, Депутат Государственной Думы вместе с командой и чиновник Законодательного Собрания области. А в сборную по футболу рекомендую Аппарат Государственной Думы, Аппарат Правительства РФ и Аппарат Президента РФ. Иллюзии утратил полностью!

Кстати, я готов помочь каждому, кто столкнулся с проблемой АКПП для инвалида. Опыт, как понимаете, есть!

Водителям с инвалидностью снова разрешили использовать автомобили с механической коробкой передач

В технический регламент ЕЭК «О безопасности колесных транспортных средств» внесены изменения, которые отменяют запрет на использование инвалидами транспортных средств с механической коробкой передач, сообщает официальный сайт партии «Единая Россия». Новые нормы действуют с 21 июля 2016 года.

Напомним, в 2015 году был принят технический регламент Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), согласно которому с 1 июля 2016 года автомобили для инвалидов должны в обязательном порядке оснащаться автоматической трансмиссией и антиблокировочной тормозной системой. Однако это вызвало недовольство очень многих людей с инвалидностью, которые ездят на автомобилях с механической коробкой передач. Речь фактически идет о «технической дискриминации» людей с ограниченными возможностями, заявили представители общественных организаций и правозащитники. «Дело в том, что разработчики технического регламента, думая о благе для инвалидов, о том, что на автомобиле с автоматической коробкой передач им удобнее и безопаснее ездить, что совершено правильно, забыли посоветоваться с общественными организациями самих инвалидов. Забыли просчитать, сколько из них сегодня уже ездят на автомобилях с ручным управлением и механической коробкой передач», – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

По словам Терентьева, после принятия в 2015 году нового технического регламента в Госдуму поступило множество обращений от людей с инвалидностью с требованием отменить запрет на «механику»: «Они резонно спрашивали: а что делать, если люди уже пять, десять лет ездят на машине с «механикой»? Ведь по-новому регламенту инвалидам запрещается водить такие машины. Конечно, в принципе можно приобрести другой, соответствующий регламенту автомобиль с автоматической коробкой передач, но он будет существенно дороже аналогичного с механической коробкой передач. С приближением даты вступления в силу технического регламента ЕЭК, запрещающего «механику», количество обращений от инвалидов по этому поводу кратно увеличивалось. Они приходили со всей страны».

Как часто бывает в нашей стране, благие намерения фактически лишали десятки тысяч людей с инвалидностью возможности пользоваться для передвижения автомобилем. Как говорил Виктор Степанович Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». А ведь для многих людей с ограниченными возможностями автомобиль является чуть ли единственной возможностью передвигаться по городу, ездить на работу, в ВУЗ, по личным делам и т.п. «Для человека с инвалидностью, с поражением опорно-двигательного аппарата, колясочника автомобиль является незаменимым техническим средством для ведения независимого образа жизни. Ведь именно автомобиль позволяет обойти, например, все препоны общественного транспорта и обеспечить достаточно свободное перемещение по городу, возможность путешествовать, заниматься спортом. Короче говоря – вести активный образ жизни», – отметил Терентьев.

Многочисленные обращения людей с инвалидностью, выступления в Госдуме и обращения к чиновникам Минпромторга Михаила Терентьева все же заставили пересмотреть принятое решение. Рабочая группа, созданная при ЕЭК, проанализировала данный вопрос и приняла решение о необходимости внесения изменений в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», отменяющие запрет на использование водителями с инвалидностью автомобилей с механической коробкой передач.

Новые нормы технического регламента ЕЭК «О безопасности колесных транспортных средств», в которых уже нет положений об обязательном оснащении автоматической трансмиссией автомобилей, которыми управляют водители с инвалидностью, начинают действовать с 21 июля 2016 года.

ПДД для инвалидов в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены пункты правил дорожного движения, относящиеся к автомобилям, управляемым инвалидами или перевозящим инвалидов. ПДД для инвалидов содержат некоторые “льготы”, которыми можно воспользоваться не опасаясь штрафов ГИБДД.

Сегодня речь пойдет о том, какие автомобили могут воспользоваться льготами для инвалидов, а также о том, какие требования правил могут быть нарушены:

Кто имеет право на льготы?

Правила дорожного движения устанавливают особые требования к транспортным средствам, управляемым инвалидами (независимо от группы инвалидности). Кроме того, льготы распространяются на транспортные средства, перевозящие инвалидов и детей-инвалидов.

При этом на указанных транспортных средствах должны быть установлен опознавательные знаки “Инвалид” размером 15 на 15 см. С 8 декабря 2018 года требуется установить только один знак спереди или сзади автомобиля.

Кроме того, в 2020 году водитель автомобиля с установленным знаком “Инвалид” обязан иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность водителя или пассажира. Правила дорожного движения требуют предъявить такие документы сотруднику ГИБДД для проверки.

Примечание. В сентябре 2018 года введены индивидуальные знаки “Инвалид”, однако в настоящее время их использование не является обязательным.

Незаконная установка опознавательного знака “Инвалид”

Поскольку правила дорожного движения предусматривают определенные послабления для автомобилей инвалидов, находится немало здоровых водителей, желающих установить себе знак “Инвалид”.

В 2020 году за незаконную установку опознавательного знака “Инвалид” накладывается штраф в размере 5 000 рублей. За незаконное управление автомобилем со знаком “Инвалид” также накладывается штраф в размере 5 000 рублей.

Знаки, не распространяющиеся на инвалидов

Действие знаков не распространяется:

  • 3.28 – 3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”, а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;
  • 3.2, 3.3 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”;
ЗнакиНе распространяются на
инвалидов I и II групп, детей-инвалидов
инвалидов I, II и III групп, детей-инвалидов

Таким образом, автомобили инвалидов I и II групп и детей-инвалидов могут проезжать под знаки движение запрещено и движение механических транспортных средств запрещено.

Кроме того, автомобили инвалидов всех групп могут стоять в зоне действия знаков стоянка запрещена.

Данные льготы введены для того, чтобы упростить путь инвалидов от автомобиля до различных учреждений.

Таблички для инвалидов

Кроме того существуют две специальные таблички, относящиеся к инвалидам:

8.17 “Инвалиды”. Указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак “Инвалид”.

8.18 “Кроме инвалидов”. Указывает, что действие знака не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак “Инвалид”.

Первая табличка применяется исключительно со знаком 6.4:


Данное сочетание означает парковку или парковочное место для инвалидов. Выделенным местом может пользоваться любой инвалид, группа инвалидности при этом значения не имеет.

Вторая табличка может использоваться с различными запрещающими знаками, например:


Данное сочетание означает, что поворот налево запрещен всем транспортным средствам, кроме управляемых или перевозящих инвалидов.

Что делать, если на инвалида наложен штраф?

Время от времени на практике я сталкиваюсь со следующей ситуацией. Инвалид остановил автомобиль в зоне действия знака 3.28, а после этого по почте получил штраф, зафиксированный автоматической камерой. Такое вполне возможно, ведь камеры не умеют фиксировать наличие опознавательного знака инвалид.

Однако в данном случае отчаиваться не стоит, штраф будет несложно опротестовать. Просто обратитесь по контактным данным, указанным в письме. В качестве доказательства собственной невиновности захватите документ, подтверждающий инвалидность водителя или его пассажира.

Отмена незаконного штрафа не должна вызвать особого труда, однако время на эту процедуру потратить придется.

В завершение хочу отметить, что несколько перечисленных в статье льгот предоставлены инвалидам не от хорошей жизни. Поэтому остальным водителям я рекомендую не занимать специальные места для инвалидов, тем более что штраф за это весьма значительный (5 000 рублей).

Обязательность акпп для инвалидов

Правила форума Доска Почета Все альбомы Статистика Полезные ссылки
Дискуссионный Клуб > МСЭ > Реабилитация > Автомобильный форум
С 2015 года инвалиды должны ездить на автомобилях только с автоматической трансмиссией
Ссылки сообщества
Пользователи
Поиск по форуму
Поиск по метке
Расширенный поиск
Найти все сообщения с благодарностями
Найти все сообщения с Фууу!
Изображения
Мои изображения
Загрузить изображения
Все изображения
Новые сообщения
За посещение
За день
За неделю
За месяц
К странице.

Пол:

1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Согласно пункта 15.1. Приложения №3 «Технические требования в отношении отдельных элементов и свойств объектов технического регулирования для оценки соответствия типов транспортных средств (шасси)» к Техническому регламенту транспортные средства, предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями, должны иметь автоматическую трансмиссию.

Нововведение касается лиц с ограниченными физическими возможностями Беларуси, России и Казахстана.

Те инвалиды, которые уже имеют автомобили с механической коробкой передач, могут пользоваться данными автомобилями в срок до 1 июля 2016 года (пункт 3.2. Решения комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» №877 от 9.12.2011 года).

А те, кто сейчас планируют покупать автомобиль, то В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должны приобретать автомобиль с автоматической коробкой передач.

Приводим цитату всего раздела 15 Приложения №3:

15. Дополнительные требования к транспортным средствам
категорий M1 и N1, предназначенным для лиц с ограниченными
физическими возможностями
15.1. Транспортные средства, предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями, имеют автоматическую трансмиссию, антиблокировочную тормозную систему и адаптированные органы управления.
15.2. В отношении транспортных средств, предназначенных для лиц с ограниченными физическими возможностями, применяются все требования настоящего технического регламента для соответствующей категории транспортного средства. Особенности применения требований к эффективности тормозных систем установлены в пункте 15.3.
15.3. При проверке эффективности рабочей и запасной тормозных систем усилие на ручном органе управления рабочей тормозной системы должно быть не менее 65 Н и не более 275 Н, при этом рабочий ход органа управления должен быть в сторону от водителя.
При превышении величины усилия на ручном органе управления проводятся дополнительные испытания с начальной скоростью торможения менее 80 км/ч, и определяется максимальная начальная скорость с заданной эффективностью торможения, при которой усилие на ручном органе управления не превысит 275 Н. Эта скорость должна быть рекомендована изготовителем как максимальная разрешенная скорость транспортного средства.
В руководство по эксплуатации транспортного средства вносится предупреждение о недопустимости превышения максимальной разрешенной скорости в связи с возможным возрастанием усилия на органе управления рабочей тормозной системой, которое может быть не реализовано водителем с ограниченными физическими возможностями.

15.4. Органы управления, адаптированные для лиц с ограниченными физическими возможностями:
15.4.1. Должны обеспечивать удобство доступа в салон транспортного средства и на рабочее место водителя;
15.4.2. Должны иметь возможность регулировки для индивидуальной адаптации под конкретного водителя;
15.4.3. Должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 12-03 и 21-01 в отношении травмобезопасности;
15.4.4. Не должны мешать друг другу при одновременном манипулировании несколькими органами управления при совершении управляющих воздействий;
15.4.5. Не должны препятствовать возможности управлять транспортным средством при помощи штатных органов управления (при наличии);
15.4.6. Не должны ухудшать доступность и удобство пользования другими органами управления транспортным средством.
15.5. Рабочий ход органов управления должен обеспечивать неизменность рабочей позы водителя при выполнении управляющих воздействий.
15.6. Привод органов управления должен обеспечивать надежную передачу и плавное изменение усилий без люфтов, заеданий и рывков и траекторию движения органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.
15.7. Усилие на ручном органе управления скоростью движения транспортного средства не должно превышать 35 Н.

Машины для людей с ограниченными возможностями: своими руками

Ездим на машинах для людей с ограниченными возможностями — и смотрим на мир их глазами. Как оснастить автомобиль органами ручного управления и как оформить транспорт для водителя-инвалида?

Mercedes-Benz > B-класса

Mercedes-Benz > E-класса

Opel > Astra

LADA > Granta

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен — и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей — владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных — Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), — но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали — и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, — и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

— Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля — иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая — система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

— Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, — продолжает Сергей. — С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ — тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция — но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

— Вниз — ускоряешься, вверх — замедляешься. Всё просто, — комментирует Алексей. — Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и — это же Mercedes! — стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа — тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, — и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

— Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту — и за такое же время вернуть его на место, — комментирует Сергей. — С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии — сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? —

Наша деятельность не лицензируется, — отмечает Сергей. — Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, — и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ — сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор — здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль — обязательно с автоматом, — владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма — и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления — например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, — если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение — ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили — с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую. И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год. В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц. Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя — он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы. Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, — в 20–25 тысяч. Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, — на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта. И выходить на автомобильных производителей — сначала тех, кто развивается на российском рынке. Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.

Чем отличаются права на механику и автомат?

Согласно требованиям правительственного Постановления №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», граждане, сдававшие экзамен по вождению на автомобиле с АКПП, вправе управлять автомобилем только с коробкой-автомат (п.28).

После принятия поправок МВД, отметка «АТ», указывающая на то, что владелец проходил обучение на машине с автоматической коробкой передач, ставится на оборотной стороне удостоверения.

Статистика показывает, что многие автомобилисты, умеющие ездить на автомате, не знают, как обращаться с механической коробкой. Согласно Постановлению Правительства РФ №1097, лица, прошедшие обучение на АКПП, не могут управлять транспортным средством с другим типом трансмиссии, если не прошли соответствующие курсы.

Водительское удостоверение на управление автомобилем с автоматической коробкой передач с отличительной отметкой «АТ».

Водительское удостоверение на управление автомобилем с механической коробкой передач без отличительной отметки.

Где в правах указывается механика или автомат?

Если водитель обучался и сдавал экзамены на транспортном средстве с автоматической трансмиссией, на оборотной стороне прав будет специальная отличительная пометка «АТ». Благодаря этой надписи инспектор может отличить ваши документы по соответствующим показателям.

Если перевернуть удостоверение, вы сможете обнаружить графу под названием «Особые отметки». Обратите внимание на следующее:

  • Графа 12 содержит ограничения, которые касаются категорий транспортных средств. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, их разновидности.
  • Графа 14 показывает те ограничения, которые имеются в конкретном экземпляре водительского удостоверения. Именно здесь будет указан и тип коробки передач автомобиля, на котором вы проходили обучение.

Чем отличается водительское удостоверение на механику и АКПП?

Автоматическая коробка передач встречается в любых классах, вне зависимости от того, минивэн это или седан. Использование ТС с автоматом позволяет многим гражданам пройти более легкое обучение, так как разобраться с работой механики могут или хотят не все. Если ученик автошколы не планирует в будущем пользоваться транспортом с механической коробкой, он вправе выбрать учебу на автоматической трансмиссии, после чего получит документы с соответствующей маркировкой. Если владелец водительского удостоверения с отметкой «АТ» захочет пересесть на авто другого типа, ему придется переэкзаменоваться в ГИБДД, чтобы оформить необходимые права.

Внешний вид документа с лицевой стороны абсолютно одинаков и не отличается вне зависимости от того, проходил ли гражданин курсы с МКПП или АКПП. Посмотреть на водительские права можно на фотографии ниже.

Увидеть, как выглядит водительское удостоверение на автомат с оборотной стороны, можно на следующем фото. Отметка «АТ» находится в левом нижнем углу, она относится к графе 14.

Механическая коробка намного сложнее в использовании, поэтому обучение на ней требует большего мастерства от водителя, соответственно, понадобится больше усилий для получения навыка управления таким транспортным средством. Важно, чтобы автомобилист знал, как правильно выжать сцепление, когда переключить передачу. Необходимо, чтобы человек мог сделать это на ходу, не глядя на ручку, поскольку если он станет отвлекаться на то, чтобы посмотреть на рычаг КПП, водитель рискует спровоцировать ДТП, ослабив внимание к дорожной ситуации. Кроме этого, гражданин должен чувствовать машину, понимать, когда именно требуется переключить передачу и в каком случае это надо делать.

Практические навыки, касающиеся своевременного включения сцепления, не потребуются человеку, который ездит на транспортном средстве с коробкой-автомат, когда важно только при начале и окончании движения поставить ее в соответствующий режим. При управлении авто с АКПП используется только две педали – тормоз и газ.

Согласно требованиям ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года (редакция от 30.12.2018), граждане, сдавшие экзамен на права на автомобиле с механической трансмиссией, вправе управлять машиной с любой коробкой передач. Иными словами, им доступна техника как с МКПП, так и с автоматом (ст. 25, п. 2). В этом же законодательном акте указывается, что лица, обучившиеся вождению на ТС с автоматической трансмиссией, не имеют права садиться за руль авто с механикой. Следовательно, если человек, имеющий удостоверение с отметкой «АТ», хочет приобрести машину с МКПП, ему придется пройти обучение в автошколе повторно.

Ниже представлен образец документа на управление автомобилем с механической коробкой.

Чем отличается обучение на права на механику и автомат?

Согласно правительственному Постановлению №1097 от 24 октября 2014 года (редакция от 14 августа 2018), автомобили с МКПП, на которых проходит учеба и практические экзамены, должны быть оснащены вспомогательными педалями сцепления и тормоза. Также в них обязано быть зеркало заднего обзора для экзаменатора, опознавательные знаки «Учебное ТС» (приложение 3 к законодательному акту). Машины с автоматической трансмиссией не оборудуются дополнительной педалью сцепления.

Сам процесс обучения на автомобилях с АКПП и механикой не имеет отличий ни по количеству учебных часов, ни по отрабатываемым действиям. Длительность курса составляет 2,5-3 месяца в зависимости от условий конкретной автошколы, на автодроме и в городе выполняют одни и те же упражнения (разворот, въезд на эстакаду, перестроение и т.д.). Разница заключается только в способе управления транспортным средством: автомобиль с механической трансмиссией требует переключения сцепления, а для вождения машины с коробкой-автомат используется всего две педали – газа и тормоза.

Отличия в стоимости обучения

Цена курсов вождения авто с механической трансмиссией, несмотря на большую сложность процесса, ниже. Отличие связано не только с тем, что схема хорошо отработана, но и с тем, что сами автомобили дешевле, их обслуживание проще, и они есть в любой автошколе. В некоторых школах стоимость курсов идентична, точная цена зависит от конкретной организации и города, а также дополнительных услуг. Например, в одних фирмах затраты на горюче-смазочные материалы включены в сумму, в других они рассчитываются отдельно. Различия могут затрагивать и количество часов, в зависимости от этого варьируется и стоимость.

В ряде школ предлагают часы по практическому обучению вождению сверх основного курса. Если у гражданина возникают сложности с освоением навыков, ему можно записаться на дополнительные занятия.

Стоит отметить, что не во всех автошколах есть машины с автоматической трансмиссией, эта проблема особенно часто встречается в небольших городах. Именно поэтому многие предпочитают пройти обучение на механику, не имея альтернативы.

Отличия в экзаменах

Рекомендуется обратить внимание на то, что требования ГИБДД и программы автошкол достаточно часто меняются. Поэтому уточнять нюансы нужно уже непосредственно перед поступлением и сдачей экзаменов. В данный момент ученики еще до начала учебного процесса имеют право выбрать не просто марку автомобиля, если в автошколе предлагаются разные машины, но и тип трансмиссии, на которой будет проходить обучение. В целом процедура получения навыков вождения на автомате и механике мало чем отличается: теоретическая часть для всех одна, упражнения на автодроме и в городе тоже. Разница заключается только в том, каким образом происходит вождение.

Ответственность за управление автомобилем на механике с правами на автомат

Согласно статье 12.7 КоАП, если автомобилист имеет удостоверение с отличительной пометкой «АТ» и сядет за руль машины с механической трансмиссией, это приравнивается к вождению ТС лицом, с отсутствием водительского удостоверения. Кодекс предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей, транспортное средство конфискуют и отправляют на штрафстоянку. Исключением является езда на учебном ТС при обучении в автошколе.

Нюансы

При выборе обучения на автомобиле с механикой можно отметить следующие достоинства:

  • Полученное водительское удостоверение не будет иметь ограничений, в отличии от прав на автомат, вы сможете ездить на авто с любым типом трансмиссии.
  • Усвоенные навыки позволят контролировать езду самостоятельно, динамика разгона и торможения будет полностью в ваших руках. Вы сможете самостоятельно выбирать стиль вождения, а не подстраиваться под работу АКПП. При необходимости можно понизить передачу, дав большую нагрузку на двигатель, но увеличив при этом крутящий момент, это актуально, например, при движении в крутую гору или если машина забуксовала в грязи.
  • Получение расширенного числа практических навыков, которые могут пригодиться в экстремальной ситуации.

Неопытному водителю, который никогда не сидел за рулем автомобиля, намного легче будет разобраться в конструкции, где всего две педали, т.е. с АКПП. Ему не придется учиться выполнять сложное упражнение по переключению, не будет рывков при не выжатом до конца сцеплении. Авто не заглохнет в ответственный момент, если новичок резко бросит педаль. На горках автомат не откатывается, потому что достаточно отпустить тормоз и нажать на газ. В это время не требуется переключение передачи, которое заставляет бросить педаль, нужно успеть выжать сцепление. Иначе говоря, входящая в экзамен процедура намного упрощается, если выполнять ее на АКПП.

Тем не менее, несмотря на большую легкость учебы на права с коробкой-автомат, имеет смысл записаться на курсы вождения ТС с механикой, если в дальнейшем есть шанс, что гражданину потребуется сесть за руль авто с МКПП. Классические ситуации – покупка машины с механической трансмиссией, необходимость перегонки транспортного средства, отсутствие транспорта с АКПП в компании, предоставляющей услуги аренды ТС.

Если гражданин, получив удостоверение с отметкой «АТ», решит ездить на механике, ему придется повторно обучаться в автошколе, что экономически весьма невыгодно. Если сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией, имея права на машину с АКПП, можно столкнуться со штрафом до 15 тысяч рублей и эвакуацией транспортного средства на штрафстоянку. Оспорить подобное решение инспектора ГИБДД не получится даже в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию
05.06.2015, 13:33 #1