Автомобили столкнулись когда один выезжал с парковки – кто виноват?

ДТП на парковке — как определить кто виноват и оформить по Европротоколу

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

К сожалению, даже превосходное водительское мастерство и безукоризненное знание ПДД не может на 100% уберечь от дорожно-транспортного происшествия. Один из самых распространенных типов аварий — ДТП на стоянках и парковках. Обычно в таких случаях удается обойтись без значительных повреждений и страдает только железо. Это дает возможность получить страховое возмещение по упрощенной процедуре, воспользовавшись Европротоколом.

Кто виноват при ДТП на парковке

Большинство аварий на парковках случается при попытке выехать с места стоянки. Примерно 80% из них происходят при движении назад одного из участников происшествия. Правила дорожного движения предписывают убедиться в безопасности маневра, прежде чем начинать движение. Поэтому в ДТП при выезде задним ходом с парковки виноват водитель, который, включив заднюю скорость, не увидел препятствия или не рассчитал габариты своего автомобиля. Когда оба участника ДТП двигались во время столкновения, виноват тот, кто в этот момент только тронулся и поехал, не убедившись в том, что его маневр безопасен.

Если один из автомобилей в момент аварии стоял, то виноват будет тот, кто в этот момент двигался. Это касается и случаев наезда на неправильно припаркованный автомобиль. Во время движения водитель обязан следить за дорожной ситуацией и предпринимать все меры для избежания аварий. Единственное, что может грозить второму участнику аварии, неудачно поставившему машину — штраф за неправильную парковку при отсутствии на то уважительной причины.

В наездах на столбики, шлагбаумы, деревья и другие неподвижные препятствия всегда виноват водитель автомобиля.

Что делать при ДТП на парковке

Если вы виноваты в столкновении машин, то вам следует:

  • не менять положение транспортного средства. Остановите машину, заглушите мотор и включите ручной тормоз, зафиксировав авто в неподвижном положении;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки, обозначив себя на дороге;
  • выйти из машины, чтобы убедиться в отсутствии иных участников аварии. Они могут появиться, если пострадавшая машина сместилась, врезалась в стоящий рядом автомобиль и так далее по цепочке;
  • проверить наличие пострадавших. Если таковые имеются — вызвать скорую помощь. Если состояние потерпевшего расценивается, как тяжелое, следует безотлагательно собственными силами доставить пострадавшего в больницу (такие аварии с тяжелыми последствиями на парковках практически не случаются);
  • осмотреть повреждения транспортных средств или неподвижных конструкций (в случае наезда на шлагбаумы, знаки и прочее);
  • сделать фотографии и записать видео, на котором было бы зафиксировано место происшествие, положение авто и повреждения.

Дальнейшие действия определяются наличием пострадавших и размером причиненного ущерба. Если раненых нет, а сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей, можно обойтись без вызова ГИБДД. (ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ) Для таких ситуаций закон предусматривает Европротокол, облегчающий оформление происшествия и получение компенсации от страховой компании.

Европротокол составляется, если между участниками инцидента нет разногласий по поводу виновника. В противном случае не обойтись без вызова ГИБДД и суда.

При значительной сумме ущерба или наличии травм у участников ДТП без суда и ГИБДД не удастся оформить происшествие и добиться компенсации. Однако на парковках подобные аварии случаются не часто.

С учетом небольшой скорости движения, автомобили могут остаться целыми. Иногда дело обходится лишь сработавшей сигнализацией и стертой с бампера грязью. Что же делать виновнику ДТП, если нет повреждений?

Даже если вы не заметили царапин и вмятин на машине пострадавшего, не стоит покидать место аварии без согласования с ним. Авария, даже самая незначительная, вызывает стресс. Вы можете не заметить каких-то вмятин или царапин на чужой машине, и уедете. Хозяин же, увидев нанесенный ущерб, вызовет ГИБДД. В таком случае придется отвечать не только за ущерб и аварию, но и за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

Это касается и столкновений с неподвижными препятствиями, за повреждения которых тоже придется отвечать.

Независимо от того, виноваты ли вы в аварии или являетесь пострадавшей стороной, стоит собрать данные очевидцев и при возможности сделать фото- и/или видеозапись. Это поможет в случае судебных разбирательств со сторонами ДТП и страховой компанией.

Является ли ДТП на парковке страховым случаем

Важный вопрос, от ответа на который зависит, выплатит ли СК компенсацию: страховой ли случай при аварии на парковке или стоянке?

Сначала нужно разобраться с самим термином «дорожно-транспортного происшествие». П. 1.2 ПДД определяет его, как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

К аварии не относятся случай, когда повреждения были нанесены с участием неподвижно стоящего автомобиля. Например, если при открытии двери царапаются или мнутся соседние машины. Тогда покрытие ущерба возможно только через суд или при наличии пострадавшей стороны КАСКО.

Согласно ст. 1 40-ФЗ, страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором ОСАГО обязанность страховщика осуществить страховое возмещение. Поэтому авария на парковке будет подпадать под страховой случай, если автомобиль использовался по назначению, то есть двигался.

Для выплат компенсаций по ОСАГО страховым случаем считается инцидент с участием двух и более машин или наезд на пешехода. Место происшествия (дорога, парковка или придомовая территория) значения не имеет. Проблема лишь в том, чтобы доказать право на получение страховой выплаты.

Восстановить последовательность событий и найти скрывшегося виновника аварии проще всего на охраняемых стоянках, оборудованных камерами, иначе придётся искать свидетелей происшествия.

Чтобы пострадавший получил компенсацию по ОСАГО, должны соблюдаться следующие условия:

  • ущерб причинен транспортным средством, а не его владельцем. Ситуация дорожного конфликта, когда кто-то умышленно разбил стекло и сломал зеркало, не относится к страхованию ОСАГО;
  • участников аварии должно быть два и более. Полис ОСАГО не предусматривает компенсацию последствий столкновения со столбом или урной;
  • имеются доказательства вины второго участника. Компенсация может быть выплачена на основании записи видеокамер и наличия свидетельств очевидцев.

При наличии у виновника полиса ОСАГО ущерб возмещает его страховая. Если же он не оформил страховку, пострадавший имеет право получить компенсацию в СК, с которой заключил договор страхования. Согласно решению Верховного Суда России, страховая должна выплатить компенсацию, которую ей потом компенсирует Российский союз страховщиков или незастрахованный виновник.

Умышленное и неумышленное повреждение транспортных средств водителями и пешеходами, последствия столкновения с неподвижными конструкциями и предметами или повреждения упавшими ветками и предметами, могут быть компенсированы лишь по договору КАСКО.

Как составить Европротокол на парковке

Если участники происшествия пришли к обоюдному мнению по поводу виновности одной из сторон, травм никто не получил, а размер ущерба небольшой, можно приступать к оформлению происшествия по Европротоколу. Бланки документа, который страховщики выдают вместе с полисом ОСАГО, составлены так, чтобы максимально упростить заполнение. Однако, чтобы не ошибиться в стрессовой ситуации, лучше заранее распечатать образец Европротокола при ДТП на парковке и возить его вместе с остальными документами.

Скачать образец Европротокола при ДТП на парковке

Чтобы пострадавший получил компенсацию, необходимо соблюдать правила оформления документов.

Бланк состоит из двух частей, которые не нужно разъединять перед заполнением. Графы документа могут быть заполнены одним из участников. Если вы опасаетесь ошибок, каждый может заполнить личные данные и сведения о собственном автомобиле самостоятельно.

Заносить информацию в документ нужно при помощи шариковой ручки, а бланк должен располагаться на твердой поверхности. Если этого не сделать, копия Европротокола на второй странице документа окажется нечитаемой.

При заполнении извещения необходимо указать следующие данные:

Европротокол применяется, если пострадало не более двух транспортных средств и ни у кого нет травм. В противном случае оформление по упрощенной процедуре невозможно, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

  1. Место ДТП — точный адрес происшествия с указанием дома, улицы, города и республики;
  2. Дата и точное время аварии.
  3. Сведения о свидетелях заполняются только в случае их наличия;
  4. В пункты 4-7 в левой и правой колонках бланка следует записать регистрационные данные о транспортных средствах «А» и «В», водителях и имеющихся у них полисах ОСАГО;
  5. На рисунке с изображением транспортного средства (пункт 8) нужно стрелкой указать место первоначального удара. Это делается для обоих участников происшествия;
  6. В пункте 9 нужно описать все видимые повреждения, которые были нанесены транспортным средствам в результате аварии;
  7. В пункт 10 «Замечания» можно внести дополнительные комментарии;;
  8. 11-й раздел бланка служит для указания обстоятельств происшествия. В них нужно отметить пункты, соответствующие реальной ситуации в момент аварии. Как и предыдущие разделы, он заполняется отдельно для транспортного средства «А» и «В»;
  9. Для отрисовки схемы ДТП предусмотрено чистое поле (пункт 12). При его заполнении нужно постараться и зарисовать все подробности аварии. Необходимо схематически изобразить дорогу, знаки, светофоры, здания и другие ориентиры. Транспортные средства нужно нарисовать в положении, соответствующему тому, что было в момент столкновения. Обязательно наличие стрелок, указывающих направление движения машин перед аварией;
  10. После заполнения лицевой стороны бланка части Европротокола разделяются и каждый водитель заполняет обратную сторону, касающуюся его ТС. Здесь нужно подробно расписать обстоятельства инцидента, и написать кто управлял машиной во время аварии;

Согласно ч. 2 ст. 11.1 40-ФЗ, заполненный бланк Европротоколов направляется водителем в компанию, застраховавшим его гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

Скачать образец заполнения

Нужно ли выставлять знак аварийной остановки

Нередко у водителей возникают сомнения в необходимости ставить знак аварийной остановки при совершении ДТП на парковке. В стесненных условиях стоянки, с учетом небольшой скорости движения транспортных средств, такое требование кажется излишним, однако правила дорожного движения говорят об обратном.

ПДД обязывают водителя при оформлении ДТП включить аварийную сигнализацию, чтобы обозначить ТС установить знак аварийной остановки. Аварии на парковке относятся к дорожно-транспортным происшествиям, следовательно, на них распространяются требования пунктов 2.5 и 7.2 ПДД. В них места совершения ДТП не разделяются на дорогу, придомовую территорию, парковку и прочие. Поэтому, если вы забудете выставить знак аварийной остановки, сотрудники ГИБДД обязаны выписать штраф за нарушение.

Правила предписывают водителю разместить знак аварийной остановки на расстоянии не ближе 15 метров от транспортного средства. На стоянке это выглядит не совсем уместно, но лучше придерживаться требований ПДД, чем платить штраф за нарушение. Знак придется выставить и в случае, если виновник аварии скрылся, а вы дожидаетесь ГИБДД для оформления происшествия.

Что делать, если виновник скрылся

За оставление места ДТП предусмотрены жесткие санкции: лишение права управления ТС на срок от года до полутора лет или арест на 15 суток. Однако ситуация, когда виновник скрылся с места ДТП на парковке, не является редкостью. Это объясняется двумя моментами:

  • не все задумываются о том, что будет, если скрыться с места происшествия;
  • виновник может попросту не заметить столкновения.

Вторая причина особенно распространена при авариях, когда грузовик или микроавтобус при движении задним ходом слегка цепляет бампером стоящее авто.

Штраф за оставление места ДТП не предусмотрен. Только лишение права управления транспортными средствами или арест.

Безнаказанно оставить место аварии, не оформляя её с привлечением сотрудников ГИБДД можно в двух случаях:

  • ущерб незначителен и у пострадавших нет претензий;
  • травм нет, сумма ущерба невелика и ДТП оформляется по Европротоколу.

Если виновник аварии, в результате которой был поврежден ваш автомобиль, скрылся с места парковки, придется оформлять происшествие с участием ГИБДД. Для этого нужно:

  • выставить знак аварийной остановки;
  • вызвать сотрудника ГИБДД;
  • собрать у свидетелей ДТП сведения о скрывшемся участнике (цвет, номер и марка авто, приметы водителя и машины);
  • записать контакты и Ф. И. О. свидетелей.

После приезда патруля необходимо разъяснить ситуацию, подчеркнув факт бегства виновника с места аварии. После оформления протокола необходимо отправиться в отделение ГИБДД и подать письменное заявление о розыске виновника аварии. После этого нужно письменно информировать страховую компанию, в которой вы оформляли ОСАГО, о наступлении страхового случая.

К заявлению о выплате возмещения прикладываются:

  • полис ОСАГО;
  • паспорт;
  • бланк извещения о ДТП, заполненный сотрудником ГИБДД;
  • документы, которые были выданы в ГИБДД по факту аварии.

Заявление и документы подаются лично или доверенным лицом, имеющим нотариальную доверенность.

Скачать образец заявления

Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, ссылаясь на отсутствие протокола о возбуждении административного дела на виновника, нужно запросить у неё письменный отказ, который поможет добиться компенсации через суд.

Дальнейшее развитие событий зависит от эффективности работы полиции. Если виновника установят, остается оповестить об этом страховую и получить компенсацию по стандартной процедуре.

Ущерб имуществу может быть компенсирован лишь в случае, если виновник аварии установлен.

При отсутствии сведений о лице, ответственном за причинение вреда, Российский союз страховщиков не выплачивает компенсацию ущерба имуществу пострадавшего. Поэтому если виновника не найдут, от РСС можно будет получить лишь компенсацию за вред здоровью и жизни (если таковой имеется). Машину придется ремонтировать самому. Чтобы избежать подобной ситуации, в дополнении к ОСАГО следует оформлять КАСКО.

ДТП при движении задним ходом

Движение задним ходом считается достаточно опасным маневром, но к нему приходится прибегать очень часто, например, выезжая со стоянки или наоборот, заезжая на парковку. Здесь водителю нужно быть предельно внимательным, смотреть по сторонам, оценивая безопасность передвижения. Этот момент важен, потому как на сегодняшний день ДТП при движении задним ходом – не редкость. Рассмотрим правила ДД, регламентирующие данный вопрос.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ДТП при движении задним ходом, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с ДТП при движении задним ходом, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Читайте также:  Могу ли я вернуть не оформленное покупателем авто?

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Правила движения автомобиля в направлении назад

К сожалению, передвижению транспортного средства задним ходом в правилах ДД уделено мало внимания. Основной пункт, который регламентирует рассматриваемое действие – 8.12. Здесь указано, что передвигаться так можно только в ситуации, когда у водителя есть полная уверенность в безопасности маневра, отсутствии помех, созданных его действиями, для других участников движения. При этом, если потребуется, необходимо воспользоваться посторонней помощью, например, если выезжать приходится в условиях ограниченной видимости. Таким образом, чтобы выполнить выезд по правилам, водитель должен:

  • убедиться в том, что позади транспортного средства нет помех;
  • получить уверенность, что своими действиями он не заставит участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить скорость или направление.

Запрещается двигаться назад на следующих участках дороги:

  • пешеходные переходы;
  • перекрестки;
  • мосты;
  • железнодорожные переезды;
  • места, где видимость дороги меньше 100 метров;
  • тоннели;
  • места, где располагаются остановочные пункты.

Запреты очень легко пояснить, потому как в этих случаях наблюдается повышенный риск возникновения ДТП при движении задним ходом. Последствия могут быть весьма серьезными. Поэтому, каждый водитель должен знать все запреты очень хорошо.

Важно! В ПДД не отмечены ограничения на движение назад по времени и расстоянию.

Особенности дорожно-транспортных происшествий при движении задним ходом

Рассматриваемые ситуации – не редкость. И опасность их достигает разных уровней. Зачастую дорожно-транспортные происшествия происходят при выезде из парковки или заезде на ее территорию, приводят к незначительным повреждениям. Но, если водитель передвигается задним ходом по автомагистрали на полосе встречного движения, последствия будут более масштабными.

Говоря о том, какой штраф за ДТП задним ходом будет наложен на водителя, стоит отметить, что размеры наказания могут значительно отличаться. Они зависят от особенностей конкретной ситуации, количества нарушенных правил, которые инспектора ГИБДД укажут в протоколе. Здесь есть два основных момента, определяющих размер штрафа:

  • если автомобиль передвигался по автомагистрали, водителя оштрафуют в соответствии со статьей 12.11 КоАП на 2500 рублей;
  • в остальных случаях предусмотрен штраф 500 рублей, который определяется статьей 12.14 – нарушение правил маневрирования.

Более существенным окажется штраф, если имеют место усложняющие ситуацию обстоятельства, например, выполнение маневра на участках дороги повышенной опасности.

Теперь мы видим, если водитель совершил ДТП, двигаясь задним ходом, он заплатит штраф в размере от 500 до 2500 рублей. Но, это только в том случае, если повреждены исключительно автомобили, а пострадавших нет. Когда же есть лица, чьему здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред, размеры штрафа будут определяться серьезностью состояния пострадавшего. Здесь наказание может составить 10000 рублей и более.

Как правильно передвигаться на автомобиле назад

Понимая, что при передвижении назад вполне вероятно даже лишение прав при аварии, если она имеет тяжелые последствия, необходимо внимательно изучить и стараться соблюдать правила выполнения маневрирования. Здесь есть несколько основных моментов:

  • перед началом движения необходимо осмотреться, убедившись, что маневрированию ничего не мешает и в опасной близости нет движущихся автомобилей или пешеходов;
  • двигаясь задним ходом, обязательно нужно смотреть в боковые зеркала и зеркало заднего вида;
  • если движение осуществляется на парковке, нужно внимательно следить за положением относительно своего авто автомобилей, находящихся с правой и левой стороны;
  • услышав в непосредственной близости звуковой сигнал, нужно сразу остановиться и проверить безопасность продолжения маневра;
  • стараться применять движение задним ходом только в ситуациях, когда маневр можно выполнить, не торопясь.

Важно! Стоит отметить еще один момент – хоть и штраф за передвижение задним ходом не слишком большой, в случае ДТП водитель будет признан виновником практически во всех ситуациях. А это говорит о его обязанности возместить материальный ущерб второму участнику аварии.

Безусловно, хорошо, когда есть страховка, которая покроет материальный ущерб. Но, есть ситуации, где страховая не платит по ОСАГО, аргументируя такое решение определенными доводами. Тогда приходится тратить много времени и сил на решение сопутствующих вопросов. Все же лучше быть на дороге предельно внимательными, избегать ДТП и вытекающих последствий.

Оформление ДТП на парковке

На парковках (особенно вблизи крупных торговых или офисных центров) всегда большое скопление автомобилей. Это способствует большому количеству мелких аварий. Согласно пункту 1.2 ПДД, такие происшествия подпадают под понятие ДТП.Следовательно, в случае дорожно-транспортного происшествия на парковке необходимо действовать по общим принципам. Далее рассмотрим основные нюансы оформления и расскажем, можно ли обойтись без участия сотрудников автоинспекции. Нередки ситуации, когда виновник аварии на парковке скрывается с места происшествия. Поэтому также приведем подробный алгоритм действий в такой ситуации.

Что делать при ДТП на парковке?

Попав в аварию на парковке, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Полностью остановить и поставить транспортное средство на ручной тормоз.
  • Активировать аварийный режим (кнопкой, расположенной на панели приборов автомобиля).
  • В 15 метрах от места происшествия поставить аварийный знак. Этого требуют правила дорожного движения. Если проигнорировать это требование, вам будет выписан штраф 1000 рублей (согласно ст.12.27 КоАП), причем вне зависимости от того, являетесь вы виновником ДТП на парковке или нет.

Внимание

Запрещается как-то корректировать расположение автомобилей и других деталей происшествия. Всё должно остаться на своих местах до приезда автоинспекторов или до составления схемы ДТП по европротоколу. Если в результате аварии вред причинен только имуществу, а машины попавшие в ДТП на парковке мешают движению других автомобилей, позвонив в ГИБДД и проконсультировавшись с дежурным сотрудником, нужно убрать ТС с проезжей части, после того, как необходимые факты зафиксированы на фото и видео (в соответствии ПДД пункт 2.6.1). В случае неисполнения данного требования, участникам аварии грозит штраф 1000 рублей.

  • Если в результате столкновения пострадали люди, требуется незамедлительно вызвать скорую помощь. При необходимости нужно оказать первую помощь (но только в том случае, если присутствуют соответствующие навыки).
  • Если предполагаемая сумма ущерба превышает 100 тысяч рублей (при отсутствии разногласий и регистрации Европротокола с помощью мобильного приложения «ДТП.Европротокол», максимальная сумма возрастает до 400 тысяч согласно ФЗ №40, ст. 11.1.), либо имеются пострадавшие, на место аварии вызываются сотрудники ГИБДД и участники аварии следуют их указаниям. В противном случае, если участникам ДТП удалось договориться, можно обойтись без них и составить протокол самостоятельно.

Рассмотрим дальнейшие действия, без участия автоинспекторов ДПС:

Помните, что получить компенсацию от страховой компании можно будет только в том случае, если следовать всем описанным выше рекомендациям.

Когда вызов сотрудников ГИБДД обязателен?

Выше мы рассмотрели примерный алгоритм действий, при составлении ДТП без участия автоинспекторов. Большинство аварий на парковке происходят именно по такой схеме. Однако возможны случаи, когда без вызова автоинспекторов обойтись нельзя. К таковым относятся следующие ситуации:

  • Более 2 участников происшествия. Это связано с тем, что подобные ситуации требуют тщательное разбирательство. Пример: два водителя, совершая парковку, врезались друг в друга и задели соседний автомобиль.
  • Происшествие на парковке привело к травмам. Это относится не только к людям, сидевшим в автомобиле, но также к пешеходам и велосипедистам.
  • У одного из участников ДТП на парковке отсутствует (или просрочен) полис ОСАГО.
  • Участники происшествия не смогли договориться между собой. Типичная ситуация, когда водители перекладывают вину или не могут сойтись на сумме компенсации.
  • Сумма ущерба более 100 тысяч рублей (при отсутствии разногласий и регистрации Европротокола с помощью мобильного приложения «ДТП.Европротокол», максимальная сумма возрастает до 400 тысяч).

Дополнительная информация

Последние нововведения, касающиеся вызова сотрудников ГИБДД на место аварии, прописаны в приказе МВД №664.

Как составляется Европротокол?

Отметим основные правила составления Европротокола в случае ДТП на парковке:

  • На фотоснимках должны быть запечатлены все аспекты происшествия (ТС, последствия и т.д.).
  • В бланке европротокола можно писать только обычной шариковой ручкой. Карандашом, фломастером и другими канцелярскими приборами пользоваться нельзя.
  • Документ должен быть заполнен в 2 экземплярах – для каждого из участников аварии на парковке.
  • В примечании необходимо указать модель устройства, на которое были сделаны снимки.
  • В обоих экземплярах должны быть одинаковые сведения.

Европротокол представляет собой двухсторонний бланк, с множеством пунктов. В каждом из них необходимо указать достоверные сведения, в противном случае документ не будет иметь юридической ценности. Рассмотрим каждый из пунктов:

Скачать бланк Европротокола для оформления ДТП на парковке.

Примеры ДТП и определение виновника

Поскольку авария на парковке подпадает под определение ДТП, виновники определяются по общим принципам ПДД. Рассмотрим несколько примеров:

  • Водитель автомобиля «А» при открытии двери задел припаркованный автомобиль «В», стоявший на стоянке торгового центра. Такой случай не подпадает под понятие ДТП, поэтому виновник будет выплачивать компенсацию согласно ст. 15 ГК РФ (так как подобное нарушение подразумевает выплату убытков).
  • Водитель, выезжая с парковочного места задним ходом, задел пешехода. В данном случае виновником будет признан именно водитель. Размер и характер санкций будет зависеть от обстоятельств происшествия (степень тяжести травм, скорость движения, алкогольное опьянение водителя и т.д.).

Какие действия предпринять, если виновник аварии скрылся?

Нередки случаи, когда водители, став виновником ДТП на парковке просто оставляют место происшествия, надеясь избежать наказания. Не будем углубляться в моральный аспект такого действия, и расскажем, как действовать в данной ситуации. Первым делом убедитесь, что автомобиль действительно скрылся со стоянки. Некоторые водители (особенно неопытные) в случае столкновения с другим автомобилем впадают в панику и могут просто отъехать подальше, чтобы успокоиться. Убедившись в том, что виновник скрылся с парковочной территории и не собирается возвращаться, сделайте следующее:

  • Обозначьте место аварии аварийным знаком за 15 метров до вашего ТС.
  • Активируйте аварийный режим.
  • Произведите фото и видеосъемку места происшествия. Идеально будет если получится запечатлеть регистрационные номера автомобиля виновника.
  • Если есть возможность, найдите свидетелей произошедшей аварии на парковке. При этом нельзя корректировать положение вашего автомобиля. Также желательно взять у водителей соседних автомобилей запись с видеорегистратора.
  • И последнее действие – вызвать сотрудников автоинспекции позвонив по номеру 02 (020, 112 с мобильного). Они, на месте проведут предварительное расследование.

На большинстве автостоянок имеются видеокамеры в большом количестве. Поэтому высока вероятность, что ДТП было запечатлено и удастся найти виновника происшествия.

Водитель, покинувший место ДТП на парковке, будет привлечен к административной ответственности по статье 12.27 КоАП РФ. Согласно данному законодательному акту, он будет приговорен к лишению прав на 12-18 месяцев, либо к аресту на 15 дней и аресту транспортного средства. Компенсация за причиненный ущерб будет назначена в общем порядке.

Является ли страховым случаем ДТП на парковке?

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ, ДТП – это столкновение одного или нескольких транспортных средств, произошедшее на дороге или прилегающей территории. Отсюда следует, что авария, произошедшая на парковке, подпадает под общие принципы. Поэтому ДТП на стояночной территории являются страховым случаем.

Действует ли ОСАГО при аварии на автостоянке?

В данном случае всё будет зависеть от типа и причины столкновения, а также от установления виновника происшествия. Данные аспекты будут влиять на размер ущерба. Так, к примеру, удар дверью не считается ДТП (согласно ФЗ №40 от 25.04.02).

Происшествие на парковке может называться ДТП, если оно имеет следующие характерные признаки:

  • В происшествии задействовано двое или более участника (ТС, пешеходы или велосипедист).
  • Хотя бы одному из участников происшествия был нанесен ущерб (материальный или физический).
  • Только один участник столкнулся со статичным объектом.

Таким образом, не важно, в каком месте произошло происшествие, оно в любом случае подпадает под понятие ДТП. Отсюда следует вывод, что при аварии на парковке действует ОСАГО. Автостоянка считается прилегающей территорией.

Действует ли КАСКО?

В случае с КАСКО применяются те же принципы, что и с ОСАГО. Полис добровольного автострахования не может защитить водителя от всех рисков (вопреки обещаниям многих страховых агентов, которые пытаются быстрее продать полис).

Транспортное средство будет застраховано только от тех рисков, которые прописаны в договоре КАСКО. Чаще всего указывают следующие:

Пожар и поджог это разные вещи. Пожар – это ситуации, когда, к примеру, загорелся гараж, в котором стоял автомобиль. Поджог – это когда транспортное средство намеренно подожгли (обычно такие ситуации не обходятся без вмешательства полиции).

  • Угон.
  • Ущерб при стихийных бедствиях или падения посторонних предметах.
  • Ущерб от действий третьих лиц.
  • Таким образом, если происшествие на парковке не попало под понятие ДТП, то компенсация по КАСКО будет выплачена только в том случае, если в договоре прописан соответствующий пункт.

    ДТП на парковке со шлагбаумом

    Наличие на парковке шлагбаума предполагает внесение фиксированной платы за стоянку. Только после этого он откроется, и транспортное средство сможет проехать. Аварии со шлагбаумом случаются, если водитель:

    • Не желает оплачивать стоянку и осознанно нарушил правила парковки.
    • Не справился с управлением ТС и случайно задел преграду.
    • Отвлекся (например, при оплате стоянки по терминалу) и задел шлагбаум.

    Если ДТП со шлагбаумом произошло без злого умысла (по невнимательности) и кроме преграды ничего не пострадало, то к водителю не будут применены административные меры. Ему останется только компенсировать нанесенный ущерб (ремонт или замену шлагбаума). В противном случае (т.е. если порча имущества была осознанной) водителя ожидает административное наказание (размер и характер санкций будет зависеть от масштабов последствий).

    Авария при парковке задним ходом

    Как показывает практика, аварии на парковке в большинстве случаев связаны с пренебрежением ПДД во время движения задним ходом. Причинами таких дорожно-транспортных происшествий являются следующие моменты:

    • При движении задним ходом водитель не убедился в наличии препятствия для других участников движения.
    • Имело место действие третьих лиц (пешеходы, велосипедисты, другие водители и т.д.).
    • Водитель пренебрег запретом на движение задним ходом в пешеходной зоне.
    Читайте также:  Собственник сдал авто в утиль, возможно ли вернуть машину оттуда?

    К сведению

    Каждая ситуация индивидуальна, но в большинстве случаев виновником ДТП на парковке признается водитель, который двигался задним ходом. Он должен обязательно убедиться в том, что не создает помех другим участникам движения. Какого-либо дополнительного штрафа за подобное нарушение не предусмотрено.

    Какие могут быть применены штрафные санкции?

    Сумма штрафа, который может быть выписан, зависит от типа и характера происшествия на парковочной территории. Как мы уже отмечали ранее, львиная доля аварий на парковке связана с несоблюдением ПДД (особенно при движении задним ходом). Поэтому при установлении размера штрафа учитывается тот факт, были ли нарушены правила дорожного движения.

    Если виновник, совершая маневр, нарушил ПДД, он будет привлечен к административной ответственности по статье Нарушение правил маневрирования 12.14 КоАП РФ. За подобное нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Если у одного из водителей отсутствует (или просрочен) полис ОСАГО, его будет ждать штраф 800 рублей (вне зависимости от того, является он виновником или нет).

    Удар дверью на территории парковки

    Если водитель задел соседний автомобиль дверью, то такая ситуация подпадает под статью 15 ГК РФ. Она обязывает виновника полностью возместить причиненный ущерб. В большинстве случаев подобные происшествия не вызывают сложностей и водителям удается договориться самостоятельно, ибо определение виновника не требуется.

    Если вы нанесли удар дверью, и с водителем пострадавшего автомобиля удалось договориться, то перед выплатой компенсации возьмите со второго участника происшествия расписку, в которой он подтвердит, что больше не имеет к вам претензий. В противном случае после получения денежных средств он может обратиться в суд за повторным возмещением причиненного ущерба.

    Если же «на месте» договориться не удалось, необходимо вызвать сотрудников полиции или участкового. Они, руководствуясь общепринятыми нормативными актами, установят виновника и вынесут вердикт. В таком случае необходимо придерживаться описанного выше алгоритма.

    Нюансы

    Разные типы и места аварий имеют отличительные черты и особенности. Отметим ключевые нюансы ДТП на парковке, которые необходимо знать:

    Дорожно-транспортное происшествие на парковке

    Даже самые опытные водители не застрахованы от попадания в непростую и порой опасную ситуацию на дороге. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия, происходят на дорогах, трассах или местах, отведенных для стоянок. Однако случаются и в таком месте как парковка. И если на дороге в большинстве случаев сразу понятно, что делать и какие могут быть последствия, то вот ДТП на парковке для правильного разрешения требует знания некоторых нюансов.

    Является ли авария на парковке ДТП?

    Под ДТП понимается дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого происходит столкновение автомашины из с другим транспортным средством, а также совершается наезд на стационарный объект. Все специалисты в этой области, начиная с автоюристов, адвокатов, аварийных экспертов и заканчивая страховщиками, одинаково трактуют данную законодательную норму на практике. Выглядит трактовка следующим образом: отнести к категории ДТП можно любое столкновение от одного и более автомобиля, произошедшее как на территории автодороги, так и на прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре, к которой и относится парковка.

    Для того, чтобы классифицировать аварию именно в эту категорию, необходимо учитывать такие показатели как: характер удара, ее причину, масштаб нанесенного ущерба. Поэтому, например, удар дверью одного транспортного средства о другое как ДТП на парковке не будет классифицирован. В связи с этим, в случае возникновения подобной ситуации, необходимо прибегать к законодательным нормам, указанным не в законе «Об ОСАГО», а тем, что прописаны в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

    Действия при аварии на прилегающей территории

    Первым вопросом, который появляется у каждого, кто столкнулся с проблемой ДТП на парковке, естественно является, что делать. Существует некий определенный алгоритм поведения, который схож с другими при возникновении такой ситуации, но имеет несколько отличительных особенностей.

    1. В первую очередь, когда произошло столкновение на парковке, как впрочем, и в любом другом месте, необходимо сохранять спокойствие и не поддаваться паническому состоянию.
    2. В тех случаях, когда в происшествии участвуют транспортные средства и хотя бы одно из них совершает движение, нужно его немедленно прекратить, для того чтобы избежать ухудшения ситуации и предотвратить вовлечение в ДТП на парковке других транспортных средств или стационарных объектов.
    3. Далее производится установка знака, сообщающего об аварийной остановке, также включается световая сигнализация. Эти моменты важны не только для соблюдения всех дорожных правил, но и для того, чтобы предупредить других водителей о существующей опасности.
    4. В тех случаях, когда ДТП носит более тяжелый характер, и в его результате человеческому здоровью был нанесен вред, то до приезда скорой помощи и сотрудников ГИБДД, необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, используя для этого сподручные средства и аптечку.

    Кто виноват при ДТП на парковке?

    Согласно существующим статистическим данным, приблизительно каждое пятое ДТП происходит именно в таком месте как парковка. При этом абсолютно неважно, расположена она на территории около дома, офиса или крупного торгового центра.

    Определением виновника в ДТП на парковке занимаются сотрудники ГИБДД, вызов которых является желательным, если стороны происшествия не могут урегулировать конфликт по взаимному согласию, используя европротокол. Как правило, виновником является лицо, не соблюдающее или незнающее правил совершения маневрирования транспортным средством.

    Виновник скрылся с места дорожно-транспортного происшествия

    При ДТП на парковке многие люди поддаются панике и оставляют место происшествия. В первую очередь это связано с желанием уйти от ответственности, надеясь на то, что никаких доказательств участия не будет обнаружено или же они будут не достаточны для того, чтобы подтвердить вину.

    Чаще всего такая ситуация бывает, когда ДТП происходит в результате свершения движения автотранспортным средством задним ходом. В таком случае задевается припаркованный вблизи автомобиль. Решая скрыться с места происшествия, человек способен создать дополнительные проблемы. А тот, кто пострадал от подобного рода действий, в будущем может рассчитывать на одну из самых суровых мер наказания виновной стороны, а именно – лишения нарушителя водительских прав (как следствие оставление места происшествия).

    Лучшим вариантом при такой ситуации является дождаться владельца того транспортного средства, которое было повреждено. Вызов сотрудников ГИБДД обязателен в том случае, если виновник скрылся.

    Оформление ДТП на парковке

    Для того чтобы избежать проблем с правоохранительными органами и в плюс ко всему решить сложившуюся ситуацию в рамках действующего законодательства, необходимо правильно провести процедуру оформления ДТП на парковке.

    1. Для начала необходимо определиться, будет ли оформление дорожно-транспортного происшествия на парковке проводиться самостоятельно с помощью составления европротокола или же есть необходимость вызова экипажа ГИБДД.
    2. Когда принимается решение о втором варианте, нужно произвести видео или фотосъемку места аварии, затем убрать с него свои автотранспортные средства, чтобы не создавать помех другим водителям и не повышать риск нового ДТП.

    Сотрудники экипажа ГИБДД также обязаны произвести ряд определенных действий, исполнение которых желательно проконтролировать. Это обязательное составление схемы места происшествия ДТП, произведение осмотра пострадавших транспортных средств и (или) стационарных объектов с целью выявления и классификации имеющихся повреждений.

    В их компетенции находится и определение человека, виновного в ДТП, затем опрос свидетелей происшествия. При отсутствии очевидцев дорожно-транспортного происшествия на парковке – выемка и изучение видеозаписи, которая зафиксировала происходящее (в тех случаях, когда парковка оснащена необходимым оборудованием). По итогам всех перечисленных выше процедур составляется протокол.

    Копия протокола передается всем сторонам, участвующим в аварии. Именно данный документ в будущем становится главным доказательством вины одной из сторон при судебном разбирательстве, а также при сборе и подаче документов в страховую компанию для получения причитающихся выплат за нанесенные повреждения автотранспортному средству.

    Составление европротокола возможно только в том случае, когда в аварии участвуют два автотранспортных средства. Для дальнейшего получения страховых выплат у обоих участников должна быть оформлена страховка, а договор ОСАГО не просрочен на момент возникновения происшествия. Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000 рублей, допустимо составление Европротокола с помощью бумажного бланка, даже при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».

    Чтобы европротокол имел законную силу необходимо соблюсти несколько простых правил:

    Для того чтобы в будущем иметь возможность воспользоваться нормами, указанными в ОСАГО, которые в некоторых случаях действуют при ДТП на парковке, очень важно правильно составить схему. Она обязана содержать в себе следующие данные:

    1. Для начала изображается часть парковки, на которой расположено место ДТП. В тех случаях, когда рядом есть другие транспортные средства, их месторасположение необходимо отразить на схеме.
    2. Фиксации подлежит и точное расположение транспортных средств, участвующих в аварии.
    3. В европротоколе обязательно отражается направление, в котором автомобили совершали свое движение. Даже в том случае, когда только один из них двигался, это подлежит обязательной фиксации в схеме.
    4. Разметка парковочных мест и прочие знаки, находящиеся как непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия, так и на близко прилегающей к нему территории, должны отражаться в данном документе.
    5. Когда парковка, где произошло происшествие, расположена на территории какой-либо организации, то в схеме отражаются такие моменты как: название компании, наименование соседних улиц, близко расположенных предприятий и т. п.
    6. Дополнительное описание содержит в себе информацию о том, в какой части транспортного средства имеется повреждение.

    Когда в качестве оформления ДТП на парковке отдается предпочтение именно в пользу европротокола, то об этом обязательно нужно уведомить страховую службу и подать заявление о возмещении причиненного ущерба. Здесь следует понимать, что в тех случаях, когда в аварии участвовало свыше 2-х машин, то страховая выплата по порядку прямого возмещения вреда не производится.

    Является ли страховым случаем дорожно-транспортное происшествие на прилегающей территории?

    После изменений 2016 года в Правилах страхования ОСАГО, ДТП на парковке относится к категории страховых случаев. Парковки попадают в такое определение как внутренние территории. Получить страховку при происшествии в подобном месте можно, если оно находится в одной из перечисленных ниже категорий:

    1. Паркинги, расположенные на цокольном этаже торгового центра.
    2. Места для парковки около многоквартирного дома.
    3. Парковки, находящиеся около государственного, муниципального или общественного здания.

    Действует ли ОСАГО если ДТП произошло на парковке?

    Отталкиваясь от того факта, что в законодательство были внесены изменения и добавлено такое понятие как внутренняя территория, вполне логичным становится то, что при определенных обстоятельствах ОСАГО действует при ДТП на парковке.

    Для того чтобы получить страховые выплаты, гражданин должен быть готов к некоторым требованиям со стороны страховщиков, в числе которых можно выделить следующие:

    1. В обязательном порядке наличие страховки ответственности водителей по ОСАГО или КАСКО.
    2. В ДТП должны участвовать минимум 2 транспортных средства.
    3. Причиненный ущерб личному транспортному средству не является результатом неправильных действий его водителя.
    4. Сотрудниками ГИБДД был установлен виновник аварии.

    Дорожно-транспортное происшествие при движении задним ходом

    В подавляющем большинстве случаев ДТП на парковке – это результат несоблюдения правил движения автотранспортного средства задним ходом. Среди причин такой ситуации можно выделить следующие моменты.

    Во-первых, во время движения задним ходом необходимо обращать внимание, не создает ли оно препятствия для других машин и не угрожает ли водителям. Во-вторых, были ли привлечены третьи лица (прохожие, другие водители, пассажиры и т.д.) для полноценной оценки ситуации в том случае, когда наблюдается плохая видимость. В-третьих, не было ли нарушено правило о запрете заднего хода на месте, выделенном в качестве пешеходного перехода на парковке и т. п.

    В случае ДТП на парковке, виновником аварии признается водитель ехавший назад, так как он обязан убедиться в отсутствии создания помех другим автомобилям. Штраф виновнику дорожно-транспортного происшествия ехавшего задним ходом не предусмотрен.

    Штраф за ДТП на парковке

    Конечно, размер штрафа будет напрямую связан с характером и классификацией аварии. Но как уже отмечалось, большее количество аварий связано с несоблюдением правил движения задним ходом, то определяя размер штрафа необходимо учитывать, не были ли нарушены правила его свершения, описанные выше.

    Согласно действующему законодательству, а именно ст. 12.14 КоАП, виновник аварии с нарушениями, описанными в третьем случае, несет административную ответственность в виде штрафа, назначенного за несоблюдение основных правил свершения маневрирования. В соответствии с этим, необходимо быть готовым, что в 90 % случаев (исходя из анализа статистики ДТП на парковке), когда авария – итог нарушения правил заднего хода, виновной признается та сторона, автотранспорт которой двигался назад.

    Удар дверью на парковке ДТП

    Различные удары дверями и прочие схожие ситуации на праковке попадают под действие ст. 15 ГК РФ «Возмещение ущерба». Однако чтобы точно дать квалификацию возникшей ситуации, вызов экипажа ГИБДД является желательным.

    Поскольку только они выдадут заключение о том, что попадает конкретная ситуация в разряд ДТП или же регулируется другими действующими законодательными нормами. Но можно обойтись и собственными силами, если водитель уверен, что обладает всеми необходимыми знаниями и способен оценить произошедшее в соответствии с регулирующими подобные ситуации нормативными правовыми актами.

    Особенности ДТП на парковке

    Поскольку для каждого места ДТП существуют определенные отличительные черты, которые также можно отнести к категориям особенностей, так и к причинам появления, то вполне логичным становится факт того, что они есть и у происшествия на парковке. Среди них выделяют такие как:

    1. На первом месте стоит неумение человека, управляющего автотранспортным средством, совершать маневренные движения и осуществлять движения задним ходом. Чаще всего такая причина обнаруживается у водителей с небольшим стажем, как следствие неквалифицированной подготовки во время обучения, а также при отсутствии практического опыта.
    2. Плохо освещенные парковки создают такое препятствие как плохая видимость, которая в конечном итоге может привести к столкновению.
    3. Некачественное дорожное покрытие также нередко приводит к ДТП на парковке.
    4. Невнимательность водителя, вызванная различными причинами, в том числе и обычной усталостью, приводит к тому, что он не в полном объеме способен ощущать габариты управляемого им автотранспортного средства, что и приводит к столкновению. Особенно актуальной подобная проблема является для парковок на территории около дома и в супермаркетах в вечернее время суток.
    5. Немаловажным фактором становится и соблюдение всех правил при постройке парковки, а именно размера парковочного места, нанесение разметки и т. п., при нарушениях в этой области многие водители сталкиваются с проблемой ДТП.
    6. Оборудование автоматическим шлагбаумом или же терминалом оплаты также может стать причиной аварии, в особенности, если водитель не слишком хорошо или вообще не умеет пользоваться этими элементами.
    7. Помутнение сознания, вызванное алкогольным, наркотическим или другими видами опьянения, как и в любом другом месте, способно привести к тому, что произойдет ДТП на стоянке.
    Читайте также:  Краш-тесты детских автокресел - ADAC, IIHS, EuroNCAP, Авторевю

    Подводя итог всего вышеизложенного, можно говорить о том, что вопреки расхожему мнению, ДТП, произошедшие на парковке, при наличии определенных обстоятельств попадают под действие страховки, что волнует практически всех водителей. Однако для того чтобы иметь возможность получить от своей страховой компании причитающиеся выплаты, необходимо соблюдать ряд определенных стандартных правил. Независимо от того, является ли человек потерпевшей или пострадавшей стороной, ни в коем случае нельзя покидать место аварии, чтобы в будущем не иметь проблем с законодательством и все также иметь возможность получить финансовое возмещение.

    При разрешении дорожно-транспортного происшествия на парковке, нельзя не уделять должного внимания даже самым мелким деталям, так или иначе имеющим отношение к такой аварии, поскольку даже одна неточность может привести к абсолютно нежелательному результату, как для пострадавшей, так и для виновной стороны.

    ДТП при выезде с парковки с парковки. кто виноват?

    Опции темы
    Поиск по теме

    ДТП при выезде с парковки с парковки. кто виноват?

    Вообщем друг выезжал с парковки, сдавал назад и почуял удар в опу от таксиста. Позвонил мне сказал что он виноват ждет дпс. я посмотрел у таксиста небольшой тормозной путь гдето пол метра на снегу. видеорегистратора у него нет, хотя присоска висит,думаю таксист убрал его и дурку гонит,т.к друг сдавал назад,таксист сказал что в него въехали опой. друг как я понял сам не понял нечего это первое его дтп. Повреждения помятые бампера,предложения просто разъехаться не захотел таксист и платных экспертов тоже не захотел вызывать, в итоге до утра прождали и
    решили написать следующее:” сдавал назад,остановивля,начал движение вперед,почувствовал удар сзади”
    таксист написал что ему въехали.
    собственно какие шансы выигать и что дальше будет какие вообще действия начнуться,насколько все затянуться может.
    Спасибо.

    если ваш “друг” ехал задом, то все равно что делал таксист. платите и больше так не делайте.

    какие претензии могут быть к таксисту?

    там односторонка,он с парковки выезжал, а таксист ехал по проезжей как я понял очень медленно,скользко очень было и как я понял был обоюдный удар,т.е таксист неуспел затормозить

    так он не стоял а двигался скорее всего. есть тормозной путь

    когда отучишься в автошколе, то поймешь, что:

    и что? Разве там, где ехал таксист движение запрещено?

    я в ней не учился экстерном сдал. речь не об этом, написали что остановился и начал двигаться вперед и потом удар, в таком случае что будет?

    а соблюдение дистанции как же?

    Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

    1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой –
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
    1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, –
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
    (часть первая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
    2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, –
    (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
    влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
    3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, –
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

    ну и само собой, что таксист будет ремонтировать свой авто за счет ОСАГО твоего товарища, а товарищ свой автомобиль будет ремонтировать сам.

    Последний раз редактировалось Germes.; 07.01.2014 в 16:21 .

    Основные правила езды задним ходом в 2020 году: причины ДТП, запрет и зона ответственности водителей

    Ведущий центр экспертизы Allianz Center for Technology опубликовал результаты своих исследований. Так, эксперты подсчитали, что 8 из 10 автоаварий происходит при движении задним ходом на парковках. При этом общее количество ДТП при движении задним ходом, которые случились за последние 10 лет, увеличилось на 40 %. Причинами такой картины специалисты называют изменения в форме транспортных средств и процессы урбанизации. Автомашины больших размеров попадают в аварии на 30 % чаще, чем компактные или автомобили стандартных размеров. О том, как минимизировать возможность автостолкновения в рамках езды задним ходом, читайте в нашей статье.

    Основные правила при движении задним ходом

    ДТП при движении задним ходом — это один из самых коварных манёвров, ввиду общей сложности мероприятия. К сожалению, в действующих правилах ДД уделено мало внимания данной теме. Вся информация заложена в п. 8.12 и заключается в следующем:

    • начиная движение задним ходом, водитель берёт ситуацию под свой контроль и под свою ответственность;
    • автоводитель может осуществлять движение «задом» только на тех участках дорог, где это не запрещено по ПДД;
    • он обязан убедиться в безопасности будущего манёвра;
    • он должен удостовериться в том, что его действия не создают помехи другим участникам движения, будь то авто-, мототранспорт или пешеходы;
    • движение его автомобиля задним ходом не должно привести к изменению траектории, направления или скорости других авто, имеющих право преимущественного проезда;
    • для заднего хода нужно выбирать пониженную передачу и скорость;
    • если шофёр понимает, что видимость ограничена или он не справляется с ситуацией самостоятельно, он может прибегнуть к помощи третьих лиц.

    Где разрешено двигаться задним ходом?

    Опираясь на действующие нормы ПДД можно сказать, что движение автомобиля задним ходом разрешено на всех участках дорог, кроме тех мест, которые перечислены в правилах как места запретов.

    Кроме того, кратковременный проезд на проезжей части задним ходом также не запрещается ПДД. При этом нужно быть максимально внимательными и оценивать поведение окружающих.

    Запрет на движение задним ходом

    Участки дорог, на которых категорически нельзя (запрещено) производить манёврирование задним ходом, чётко описаны в российских нормах дорожного движения, а именно в пунктах 16.1 и 8.11. Согласно им введён запрет на движение автотранспорта задним ходом на перекрёстках и на мостах, путепроводах, эстакадах, туннелях и под ними, также на пешеходных переходах и в местах остановок регулярного общественного транспорта. Кроме того, категорически нельзя автомобилям двигаться «задом» в местах железнодорожных переездов, на автомагистралях и на тех участках дорог, где наблюдается ограниченная видимость (менее 100 м). Кроме того, введён запрет на маневрирование задним ходов в тех местах, где запрещён разворот. Для того чтобы не попасть под административное наказание, водители должны знать вышеуказанные положения дорожных правил и обращать внимание на разметку и дорожные знаки запрета.

    Нюансы выезда с парковки

    ДТП при движении задним ходом на парковке – это самое распространённый вид автомобильных аварий. Их количество просто поражает: 80 % городских аварий совершается именно на парковках. Как правило, причинами является невнимательность, спешка и непривычные габариты машины. Большие по размерам машины попадают в аварии на парковках на 30 % чаще, чем стандартные и мини-авто.

    Нюансы выезда с парковки:

    • водитель должен знать габариты (размеры) своего автомобиля и управлять им в соответствии с этим;
    • выезжать с парковки задним ходом можжно, только убедившись в безопасности манёвра. При этом главным фактором является круговая (на 360 градусов) видимость ситуации. Оценивать уровень безопасности нужно справа, слева и позади своего авто;
    • если водитель видит, что другой автомобиль пятится прямо на него, нужно начать сигналить с помощью клаксона. При этом нецелесообразно начинать движение задним ходом, лучше увести авто в сторону или вперёд, не прекращая сигналить;
    • также нужно реагировать на звуковой сигнал из других машин, если шофёр начал «выпарковываться задом»;
    • на парковке нельзя спешить и включать повышенную передачу (для авто с механической коробкой передач);
    • если автоводитель затрудняется выполнить выезд с парковки самостоятельно, то он может прибегнуть к помощи (совету) другого человека. При этом ответственность за действия возлагаются исключительно на водителя авто.

    ДТП при движении задним ходом — кто виноват?

    «Я сдавал назад, ударил машину, кто виноват?», «Мне въехали в задний бампер, кто виноват?» — такие вопросы чаще всего задают неопытные водители на автомобильных форумах. Как правило, виновником ДТП определяется тот водитель, который двигался задним ходом, так как он нарушил пункт 8.12 действующих российских правил дорожной безопасности. Это означает, что автоводитель не убедился в безаварийности своего манёвра и допустил создание столкновения автомашин. Штраф за подобное деяние на территории автопарковок составляет 500 рублей. А право на страховые выплаты в рамках ОСАГО имеет второй участник ДТП. В том случае, если у виновника ДТП отсутствует полис «автогражданки», то материальная ответственность за причинённый ущерб имуществу и здоровью людей будет возлагаться на него в полном объёме. Кроме того, в случае причинения вреда человеческим жизням в отношении виновника могут применяться нормы уголовного права.

    Причины аварий

    Самыми часто повторяющимися причина ДТП являются:

    • ситуация, когда автомобиль осуществляет «европарковку». Он пытается заехать на парковочное место, а другое авто подъезжает слишком близко;
    • в виду отсутствия достаточного водительского опыта езда задом часто приводит к ДТП;
    • ситуация на парковке, когда одна машины выезжает задом с места, другая видит, что намечается авария и начинает уходить от столкновения ездой задом. В результате невнимательности, спешки и нервной обстановки водитель второго авто не замечает третий автомобиль, который выезжает с парковочного места;
    • плохая видимость, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, дождь/ливень/снегопад – все эти факторы становятся катализаторами дорожных аварий. Однако степень ответственности водителя не смягчается при движении задом;
    • крайне ограниченное пространство, как, например, во дворах многоквартирных домов, часто становится местом ДТП. При парковке «тютелька в тютельку» нужно учитывать возможность безаварийного выезда;
    • спешка и нервозное эмоциональное состояние водителя. Эти факторы приводят к печальным последствиям.

    Как избежать столкновения при движении задним ходом?

    В водительских кругах считается, что большинство мужчин-водителей осуществляют езду задним ходом лучше, чем женщины. И это действительно так. Это связано с тем, что мужчины обладают более развитой координацией и пространственным мышлением. Поэтому женщины-водители тратят на езду задним ходом гораздо больше времени и делают это неуверенно.

    Для того чтобы не попасть в дорожную аварию при езде задним ходом, нужно:

    • чувствовать размеры своего авто;
    • понимать, что в большинстве случае виновником ДТП будет именно водитель, совершающий маневрирование задним ходом. Отдавать отчёт об опасности данного мероприятия;
    • если водитель не уверен в своих водительских способностях при езде задом, то стоит приложить усилия, чтобы избежать данного манёвра. Например, можно припарковаться так, чтобы можно было выехать с места вперед;
    • быть предельно внимательным и сконцентрованным в момент манёвра;
    • оценивать ситуация на 360 градусов: пользоваться всеми зеркалами, встроенными системами помощи или советами третьих лиц;
    • нужно помнить, что опасность представляют не только движущийся авто-, мототранспорт, но и люди (пешеходы). Зачастую появление человека возле заднего бампера машины можно не заметить. Особенно это актуально в темное время суток или в плохую погоду. Остерегайтесь мест, где возможно появление детей;
    • необходимо обращать внимание или подавать звуковые сигналы при малейшей опасности;
    • нельзя спешить и торопиться;
    • нельзя нервничать. Нельзя садиться за руль и ехать задним ходом после ссор с близкими людьми;
    • нельзя разговаривать по телефону в момент манёвра;
    • при парковке в местах ограниченного пространства нужно учитывать возможность безаварийного выезда. Часто так бывает, что водители не задумываются о том, как они будут выезжать с места стоянки.

    Заключение

    В водительской среде бытует мнение, что виновником ДТП всегда будет тот автоводитель, который осуществляет движение задним ходом. И действительно, в подавляющем большинстве виновниками дорожных аварий признаются водители, которые двигались задним ходом. Это утверждение подкрепляется множественными случаями и действующими нормами дорожного движения. Вина водителя, совершающего езду задом, будет определяться по принципу «не убедился в безопасности манёвра», «создал аварийную ситуацию» и «не предпринял действий для устранения опасности». Опровергнуть вину в этих случаях крайне трудно. Поэтому, если шофёр может избежать маневрирования задним ходом и обойтись без него, то лучше так и сделать.

    Ссылка на основную публикацию