Закон о такси с 1 января 2020 года – квоты и цвет машины

Что ждет водителей с 1 января 2020 года?

Новый 2020 год не сулит водителям и владельцам авто приятных сюрпризов… Скорее наоборот! Так что же ждет водителей с 1 января 2020 года в России? Разбираемся подробно в новшествах…

Следует отметить, что последние изменения законодательства в 2019 году будут в конце декабря, именно поэтому мы включили их в нашу статью. С 21 декабря 2019 года вступает в силу ряд изменений в Технический регламент Таможенного союза. Так, согласно решению, принятому Евразийской экономической комиссией, в Армении, Белоруссии и Казахстане запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, сообщает avtospravochnaya.com Кроме того, в текст Технического регламента добавили 6-й экологический класс (Евро-6). Ранее высшим экологическим классом в регламенте был 5-й. Однако, это не говорит об автоматическом переходе на Евро-6 с 21 декабря 2019 года.

Новые СТС с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года в России появятся свидетельства о регистрации автомобилей нового образца. Данные о VIN-номере, мощности, цвете кузова перенесут с лицевой на оборотную сторону свидетельства, на лицевой стороне будут указаны личные данные автовладельца. В разделе «особые отметки», согласно новому приказу, может быть внесена информация о дополнительной маркировке транспортного средства. Ее будут наносить для дальнейшей идентификации автомобиля в случаях, когда у машины сгнили или проржавели заводские идентификационные номера на кузове или раме. Пластиковое СТС нового поколения будет с закругленными концами и уменьшенное до размеров водительского удостоверения (85,6 х 54 мм).

Запрет на парковку коммерческого транспорта во дворах с 1 января 2020

С 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минтранса, которые запрещает парковать ГАЗели и машины такси во дворах. Речь идёт о приказе Минтранса № 199 от 17 мая 2018 года. Согласно данному документу, с 1 января 2020 года в жилых дворах запрещается парковать ГАЗели, «Бычки», фуры и другой коммерческий транспорт. Под данное определение попадают и легковые автомобили такси — их тоже больше нельзя будет оставлять на ночь возле подъезда. Стоит отметить, что сейчас подобное явление не редкость — многие водители оставляют свои габаритные транспортные средства (особенно ГАЗели и другие фургоны) прямо у себя во дворе, занимая несколько парковочных мест или затрудняя проезд коммунальной техники. Примечательно, что парковать в жилых зонах будет запрещено не только коммерческий транспорт фирм и организаций, но и частных лиц. Исключение сделано только для пассажирских микроавтобусов, находящимся в собственности физических лиц.

Ездить без номеров запретят с 1 января 2020

С 1 января 2020 года новые автомобили запретят эксплуатировать без госномеров. Напомним, на сегодняшний день после покупки нового автомобиля у владельца есть 10 дней для постановки его на учёт. Соответственно, в течение 10 дней он может ездить без госномеров. Однако, с 1 января 2020 года вступают в силу поправки в правила регистрации транспортных средств — госномера можно будет получить как в ГИБДД, так и прямо в автосалоне. Как рассказал сегодня глава управления надзорной деятельности ГИБДД МВД Роман Мишуров, с 1 января 2020 года ездить на новых машинах без госномеров будет запрещено. При этом, речь идёт именно о новых машинах, купленных в автосалоне. Госномера на них нужно будет получать прямо в автосалоне, а автосалон уже будет передавать данные в ГИБДД.

Новые правила регистрации автомобилей с 1 января 2020

С 4 августа 2019 года на 1 января 2020 года перенесено вступление в силу новых правил регистрации автомобилей в ГИБДД:

  • госномера можно будет получать как в ГИБДД, так и в сторонних организациях;
  • упростят регистрацию автомобилей с изношенной или уничтоженной маркировкой;
  • госномера будут вновь выдавать с привязкой к коду региона, согласно прописке автовладельца;
  • автомобили несовершеннолетних владельцев, зарегистрированные на родителей или опекунов, будут автоматически сниматься с регистрации по достижении владельцем 16 лет;
  • в свидетельстве о регистрации ТС будет указываться класс автомобиля согласно правилам Таможенного союза (М1, N1 и т.д.); при постановке на учет автомобилей с изменениями конструкции (например, с ГБО), нужно будет предъявить соответствующее свидетельство.

Советуем прочитать эти статьи:

Транспортный налог с 1 января 2020

На рассмотрение в Госдуму группой депутатов внесен законопроект (№ 648588-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О социальной поддержке семей, имеющих детей»), освобождающий от транспортного налога легковой автомобиль, который является единственным транспортным средством в многодетной семье и принадлежащий на праве собственности или ином вещном праве члену семьи. Соответствующие изменения планируется внести в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.Однако описанные налоговые льготы будут предоставляться только в том случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в субъекте Федерации, на территории которого располагается такой объект. В случае принятия закона он вступит в силу с 1 января 2020 года.

Лимиты ОСАГО с 1 января 2020

Правительство готовит законопроект, который повысит обязательные выплаты в рамках ОСАГО по рискам причинения вреда жизни и здоровью в 4 раза. Речь идет о значительном повышении выплат — с 500 тысяч до 2 млн рублей. Напомним, раньше, в ходе обсуждения реформы ОСАГО уже называлась цифра в 2 млн, но тогда речь шла о введения трех видов полисов с разными вариантами лимита выплат (500 тысяч рублей, 1 млн и 2 млн), причем на добровольной основе, по обоюдному согласию страховщика и автомобилиста. Ранее с таким же предложением выступил и Минфин. Увеличение лимита выплат ОСАГО по вреду жизни и здоровью авторы законопроекта объясняют целью приравнять ОСАГО к ОСГОП. Напомним, ОСГОП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. В случае ДТП на общественном транспорте, пассажиру по ОСГОП положена выплата за вред жизни и здоровью до 2 млн. руб. В случае же ДТП с обычным автомобилем выплата по ОСАГО ограничена до 500 тысяч рублей. Предполагается, что данные поправки могут вступить в силу с 1 января 2020 года. В РСА в свою очередь уже заявили, что это приведете к удорожанию полиса ОСАГО на 500-600 рублей.

Утильсбор с 1 января 2020

Утилизационный сбор на автомобили может существенно вырасти с 1 января 2020 года. Как выяснил «Коммерсант», правительство с 1 января 2020 года может существенно повысить утилизационный сбор на автомобили. Индексацию предлагает Минпромторг, чтобы сохранить барьер для импорта автомобилей после очередного — и последнего — снижения пошлин на ввоз готовых машин в РФ. Согласно информации издания, в среднем ставки сбора, по предварительным расчетам, могут вырасти на 80%, в легковом сегменте — на 110%. Повышение утильсбора непременно приведёт к очередному росту цен на новые автомобили.

Тариф “Платон” 2020

С первого февраля 2020 г. в России планируется проиндексировать тарифы системы “Платон”, которые коснутся только водителей специализированных фур с грузом на борту и без него. Теперь за каждый километр пути автомобилисту придется платить 2,20 рубля.

Увеличение коэффициента за перегруз 2020

Согласно последнему изменению постановления Правительства РФ № 590, действие маленьких коэффициентов действительно до конца января 2020 г. Данное правило подразумевает, что уже с 1 февраля увеличится размер коэффициента за причинение вреда дорогам из-за транспортировки по ним тяжелых грузов на габаритных машинах.

Новый закон о такси внесен в ГД, но что ждать таксистам?

Внесенный законопроект № 864881-7 О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси вызвал многочисленные реакции со стороны как парламентариев, так и бизнеса. Напомню, что это новый законопроект, внесенный взамен старого, который “застрял” после принятия в первом чтении.Законопроект внесен в последний день работы парламента и сразу членами Совета Федерации А.А. Турчаком, Л.H. Боковой,и депутатами Государственной Думы А.Н. Васильевым, В.В. Дзюбой, Д.А.Иониным, В.И. Лысаковым, Н.В. Панковым, А.С. Старовойтовым, Ф.С. Тумусовым, А.З. Фарраховым.

Закон поможет вынести работу агрегаторов в правовое поле, привлечь в случае чего, агрегатор к ответственности. Ведь сейчас при ДТП в такси, агрегаторы «разводят руками» и отправляют пострадавших в другой город, где зарегистрирован таксопарк, или заставляют таксиста самостоятельно возмещать ущерб.

– Андрей Турчак, один из авторов законопроекта.

Проект профильного закона о такси, разработанного группой депутатов и сенаторов, предусматривает цифровизацию отрасли, повышение престижа профессии таксиста и введение агрегаторов в правовое поле с определением их ответственности.

– первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

Квоты на количество такси

Согласно документу, в каждом субъекте РФ может быть установлено максимальное количество легковых такси, но не меньше 30 автомобилей на 1 тыс. жителей региона. На сегодня введение ограничения на количество автомобилей такси в регионе уже было прописано в ФЗ-69 и ни один регион такой нормой не воспользовался.

Разрешение на деятельность такси

Разрешение на осуществление смогут получать не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые; Убирается прецендент, который самозанятым разрешает деятельность такси, но не дает возможности получения разрешения на эту деятельность.

Но при этом прописана норма о передаче автомобиля с разрешением другому юридическому лицу, а именно, такая передача запрещена. На атмобиле с разрешением сможет работать только водитель ИП или самозанятый, являющийся и получателем этого разрешения. Если получатель разрешения ООО, то водитель должен быть трудоустроен в этом ООО по Трудовому Договору и соответственно работать по Трудовому Кодексу.

Водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта России, выдавшего ему разрешение на перевозку пассажиров. Он сможет проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины.

Запретят становиться водителем такси гражданам с непогашенной судимостью по уголовным статьям об изнасиловании (131 УК России), насильственных действиях сексуального характера (132 УК России), истязании (117 УК России), убийстве (105 УК России), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (111 УК России) и терроризме (205 УК России).

Иностранцы смогут работать только с Российскими ВУ

Один из самых обсуждаемых пунктов законопроекта тот, где прописаны нормы допуска водителей к управлению и запрет использования иностранных водительских удостоверений. Боязнь такого запрета для агрегаторов не случайна, в связи с данными ГИБД о росте ДТП на 70% и статистики, что на 80% там именно выходцы из очень Средней Азии. Ну там понятно – сейчас в мск на 62% в такси азиаты и много и новый тариф “грузовой” ещё влияет, там все 90% за рулём газелей они же. А законопроект который сейчас, он как раз разрешает работу на коммерческом транспорте только с российскими ВУ, что Яндексу или Ситимобил совсем не нужно. Регионам не стоит поддерживать эти движения по привлечению гастарбайтеров, не зачем наступать на грабли на которые Москва уже наступила.

Предлагаемый в законопроекте запрет для иностранцев работать в такси нереализуем, считает первый зампредседателя фракции “Единая Россия” Андрей Исаев.

Он (законопроект – ИФ) видимо, не совсем готов к принятию. Законопроект подготовлен группой из Совета Федерации – речь идёт в целом о новом законе о такси,

– сказал Исаев журналистам во вторник на брифинге фракции “Единая Россия” по итогам сессии.

Он коснулся темы предлагаемого запрета работать иностранцам в такси. По мнению Исаева, “определённые ограничения должны существовать, но не нужно писать запретов, которые невозможно будет выполнить”.

Он подчеркнул, что высказал свою личную точку зрения.

Если мы просто запретим иностранным гражданам, которых сейчас большое количество в этой сфере, работать в такси, они будут заниматься этим же самым, но на нелегальной основе, и тогда другие регулирующие нормы, защищающие права пассажиров, на них уже распространяться не будут,

– сказал первый зампред фракции.

Такси сейчас для многих – уже платформа для занятости фактически, переходное состояние между самоизвозом и работой в единой системе, и это должно найти свое регулирование,

Мнение экспертов о проблеме мигрантов в такси

Все сейчас было бы нормально,если бы депутаты из ЕР не исковеркали ФЗ-92 от 2013 года. Тогда это можно было и нужно остановить. А теперь эти так называемые слуги народа не знают, что с этим делать.

На мой взгляд это была и есть целенаправленная политика развала экономики страны в угоду определенного круга лиц.

Причем если посмотреть не только на такси, а и на другие сектора экономики, то все станет еще более понятно. Идет целенаправленное изменение этноса местного населения на новых более послушных и менее требовательных.

Нельзя было открывать общий рынок труда со странами где средняя заработная плата отличается в разы. Для примера зарплаты в Киргизии и Узбекистане отличаются от наших в 2-3 раза. Именно поэтому они готовы здесь работать по 14 часов 26 дней в месяце за 40-50 тысяч. Потому, что дома даже с высшим образованием больше 15 и не светит.

– считает предприниматель, один из директоров крупнейшего таксопарка Москвы

Агрегаторы будут нести солидарную ответственность

  • Службы заказа такси (в том числе агрегаторы) будут нести солидарную ответственность за действия ИП и самозанятых, оказывающих услуги такси-перевозок.
  • Служба заказа обязана один раз в сутки через личный кабинет передавать данные о местоположениях и маршрутах следования такси уполномоченному на это региональному органу.
  • Агрегаторы будут обязаны ежедневно проверять актуальность документов у перевозчиков. Штраф для юридических лиц за передачу заказа водителям без разрешения составит 100–200 тыс. руб., при повторном нарушении 200–500 тыс. руб.

Введение солидарной ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира или его багажу, авторы законопроекта объяснили тем, что ИП и самозанятые в отличие от таксопарков не всегда могут самостоятельно компенсировать ущерб. Если пассажир воспользуется через агрегатор их услугами, то в случае инцидента он сможет выбрать, с кого требовать компенсацию — с предпринимателя, онлайн-сервиса или обоих одновременно. Максимальный размер выплаты составит не более 2 млн руб.

Агрегаторы поддержали законопроект

“Везет”, Gett, Ситимобил и “Яндекс.Такси” выступили с совместным заявлением и поддержали проект закона, который определяет ответственность агрегаторов такси и обязывает иностранных таксистов подтверждать в России водительскую квалификацию. При этом компании просят доработать ряд положений, говорится в совместном заявлении компаний.

На наш взгляд, законопроект в целом учитывает особенности российского рынка такси, а также некоторые предложения IT-компаний – это добрый знак для нас. Мы, со своей стороны, готовы к обсуждению положений проекта с наших экспертных позиций,

Новое регулирование должно основываться на балансе интересов всех участников рынка: пассажиров, водителей, парков и служб заказа такси. Такие изменения, как например, неоправданное ограничение числа разрешений такси или завышенные требования для водителей, которые хотят работать в такси – все это может спровоцировать уход в серую зону, где нет ни контроля качества, ни страхования, ни адекватных мер безопасности,

– отмечается в заявлении.

Читайте также:  Штраф за газовое оборудование на автомобиле: 2020 - как избежать?

Станислав Швагерус настроен скептически

Традиционно под Новый Год, уже на протяжении семи лет подряд объясняю: 1. Как ни крути – из “нового закона о такси” не получится больше чем содержится в действующем. 2. Никаких проблем “новый закон” не решит. 3. Именно поэтому, в июле 2020 года мы услышим очередные заявления об обязательном принятии “законопроекта о такси” в осеннюю сессию 2020 года.

Текст тот же, что и семь лет назад+ самозанятых воткнули + судимость + обучение + российские ву. так же осталось “разрешение – ДОКУМЕНТ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ”.

Изменения ПДД

Закон о такси 2020: 10 важных изменений

Какие изменения ждут таксистов в 2020 году?

До конца декабря 2019 года в Госдуме должны рассмотреть новые поправки в закон о такси, которые могут вступить в силу в 2020 году. Часть из них уже прорабатывалась ранее, часть – новые. Рассмотрим эти и другие новшества, которые ожидают таксистов в 2020 году в материале портала Avtospravochnaya.com .

1. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С СУДИМОСТЬЮ

Минтранс России подготовил поправки, которые запрещает водителям с судимостью перевозить пассажиров, в том числе и в такси. Перевозить пассажиров запретят при наличии судимости по «тяжёлым» статьям Уголовного кодекса РФ:

  • ст. 105 УК РФ (убийство);
  • ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
  • ст. 117 УК РФ (истязание);
  • ст. 131 УК РФ (изнасилование);
  • п. “а” ч. 3 ст. 132 УК РФ, п. “б” ч. 4-5 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
  • ст. 135 УК РФ (развратные действия);
  • ст. 205 УК РФ (террористический акт);
  • ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем);
  • ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).

В случае принятия законопроекта юрлицам и ИП будет запрещено принимать таких водителей на работу (исключение составят только случаи условного наказания). В случае принятия данного документа уже работающие водители в течение 4 месяцев со дня вступления в силу законопроекта будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости.

2. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С ИНОСТРАННЫМИ ПРАВАМИ

Иностранным водителям без российского гражданства будет запрещено работать на легковом такси. Данная норма коснется именно таксомоторных перевозок. Напомним, с 21 декабря 2018 года в России запрещено работать водителям с иностранными правами, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com. Теперь пункт о допуске водителей для работы выглядит так: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона».

А пункт 13 статьи 25 закона “О безопасности дорожного движения” в последней редакции допускает исключения: «Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Данное исключение дополнительно включено Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 204-ФЗ. То есть, по факту, водители из Киргизии, Армении и некоторых других государств бывшего СССР на сегодняшний день по-прежнему могут работать водителями в России без нарушения закона. В случае принятия поправок работать в такси смогут только граждане России.

3. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ТАКСИСТОВ

В одной из последних редакций закона о такси предлагалось обязать таксистов устанавливать тахографы на свои автомобили, что позволило бы контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Основная цель – ограничение рабочего дня таксистов до 8 часов в день.

Развитием этой инициативы стало предложение создать некий «шлюз», через который будет собираться информация из информационной системы агрегаторов такси, а также из баз данных МВД. Это позволит блокировать работу таксистов свыше 8 часов, а также ограничивать доступ за руль водителей без полиса ОСАГО и других документов.

В последней редакции законопроекта предложен уже другой вариант – таксопаркам предлагается дать право разрабатывать собственные программы, которые позволят автоматизировать контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха. Причём, должен быть предусмотрен обмен данными между приложениями разных агрегаторов такси. Это позволит избежать случаев, когда таксист сдал «смену» в одной службе такси, а дальше без отдыха начал новую «смену» в другом агрегаторе. Ведь не секрет, что большинство таксистов зарегистрированы одновременно в нескольких службах такси.

4. ОСГОП

Ещё одно новшество – распространение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) на легковые такси.

Как говорится в пояснительной записке, доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан.

В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить требование об обязательном страховании ответственности перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.

Единственный вид транспорта, на который не распространяется действие закона об ОСГОП – это легковые такси. В настоящее время всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси – это компенсация по договору ОСАГО, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет 500 тысяч рублей. При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом, по ОСГОП составляет 2 миллиона рублей.

5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ТАКСИ

Депутаты предложили запретить таксистам работать на автомобилях, срок эксплуатации которых превышает 7 лет. По мнению парламентариев, это должно повысить безопасность пассажирских перевозок.

Вся информация о предприятии-перевозчике должна находиться на левом и правом бортах в передней части автомобиля, чтобы пассажир мог видеть всю важную информацию о перевозчике. Кроме того, автомобили всех таксопарков должны оборудовать системой ГЛОНАСС, благодаря которой можно будет контролировать режим труда и отдыха водителя и не позволить ему работать сверх нормы.

6. САМОЗАНЯТЫЕ В ТАКСИ

Ещё одно изменение – работа самозанятых в такси. Самозанятые могут сэкономить на уплате налогов – платить 4% от дохода при обслуживании физлиц или 6% при обслуживании юрлиц.

Раньше такой налоговый режим распространялся лишь на жителей Москвы, Подмосковья, Татарстана и Калужской области, но с 1 января 2020 года он вводится еще в Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Башкирии.

7. ЗАПРЕТ НА ПАРКОВКУ ТАКСИ ВО ДВОРАХ

С 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минтранса, который запрещает организовывать парковку коммерческого транспорта во дворах. Он, в частности, распространяется и на автомобили такси. Однако, речь не идёт о том, что таксистам запретят оставлять на ночь автомобили в собственных дворах. Приказ запрещает ОРГАНИЗОВЫВАТЬ парковки, то есть нельзя делать организованную парковку таксопарка вблизи жилых строений.

8. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ В ТАКСИ

Одно из последних предложений, которое рассмотрят в декабре 2019 года – введение ограничения количества разрешений, выдаваемых на работу в такси. Так, предлагается сделать лимит – 30 разрешений на 1000 человек населения. Кроме того, разрешение на такси могут разрешить получать в электронном виде через портал Госуслуг.

9. АТТЕСТАЦИЯ НА ЗНАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Также при получении разрешения на работу в такси предлагается обучать и проверять знание водителями улично-дорожной сети города, где они планируют работать.

10. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЖУ ТАКСИСТОВ

Также предлагается не пускать за руль такси водителей со стажем менее 3 лет, если в предыдущие полгода их лишали прав.

Обзор нового закона о парковке во дворах в 2020 году — Приказ Минтранса РФ №199

В России вступает в силу наделавший шума в информационном пространстве закон о парковке во дворах. В 2020 году он уже действует в полной мере в отношении всех указанных в нем лиц.

Следует понимать, что под законом в данном случае понимается приказ Минтранса РФ, утверждающий правила парковки во дворах жилых домов. С 1 января 2020 года они начали действовать по всей территории РФ, а не только в городах федерального значения, как ошибочно утверждают некоторые обозреватели, неправильно толкуя наименование документа. Подробнее о документе и вводимых им нормах читайте далее в статье.

Реквизиты приказа

Новый закон о парковке во дворах жилых домов — это на самом деле приказ Министерства транспорта РФ. Номер этого документа — 199, принят был приказ еще 17.05.2018г., однако он вступил в силу только с 1 января 2020 года.

Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам определенных транспортных средств части автопользователей, в соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения». Также он признает утратившим силу предыдущий приказ, регламентирующий указанные правоотношения, также Минтранса №108 от 19.04.2016г.

Текст утвержденных приказом требований небольшой, однако, по сути они вводят запрет парковки во дворах с 2020 года для коммерческого транспорта. И он распространяется на всю территорию Российской Федерации, все города и городские поселения (в том числе, и три города федерального значения — Москву, Питер и Севастополь), как в указано в наименовании документа. Таким образом, даже парковка такси во дворе жилого дома с 1 января 2020 года не допускается. Каким образом это положение будет реализовываться на практике, можно будет оценить после начала реального применения приказа. Однако, следует понимать, что утвержденные приказом №199 требования касаются не всех автопользователей и не всех парковок. Подробнее об этом далее.

Положения о парковках

В требованиях конкретно указано, на какие парковки они распространяются:

  • предназначенным для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • осуществляющим перевозки пассажиров на основании одного из следующих договоров: фрахтования или перевозки; грузов на основании договора перевозки; перемещение любых лиц, кроме водителя, внутри или на транспортном средстве, а также материальных ценностей без оформления соответствующих договоренностей;
  • по возвращении водителя из рейса или окончания им смены.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ-196 юрлица и ИП, осуществляющие коммерческую эксплуатацию автомобилей, обязаны с 2017 года обеспечивать стоянку транспортных средств по возвращении из рейса или смены (то есть, чаще всего ночью) на парковках, требования к которым теперь и утверждены приказом №199.

Требования к парковкам

Данные требования равно распространяются и на парковочные места. Они должны быть:

  • освещены должным образом в соответствии с действующими нормами и правилами в случае, если они используются в ночное время или размещены отдельно от здания;
  • расположение въездов и выездов, а также размещение авто на парковке должны соответствовать проектам организации дорожного движения;
  • обозначены и оборудованы спецсредствами в соответствии с ПДД и проектами ОДД;
  • устроены на площадке, имеющей соответствующий тип дорожной одежды в соответствии со СНиП;
  • устроены соответствии со всеми действующими нормами СНиП и СанПин.

Эти правила действовали и раньше. Нововведение содержится в п. 4 требований и регулирует такой вопрос, как парковка коммерческого транспорта на территории многоквартирных домов (а именно, во дворах).

Основные положения и нововведения

Можно выделить основные положения новых требований к парковкам, утвержденных приказом Минтранса РФ №199:

  • правила действуют на территории всех городов и городских поселения, это прямо следует из названия;
  • они распространяются только на коммерческие транспортные средства, используемые для предпринимательских целей юрлицами (организациями, фирмами, госоргнами) или ИП;
  • применяются правила только в отношении устройства парковок, организуемых для транспортных средств, по возвращении их из рейса или со смены.

Таким образом, парковка такси в таких условиях также запрещена, но только при соблюдении указанных условий. Остановка же машины при ожидании пассажира вполне законна.

Штраф в 2020 году

Каким образом будет наказываться парковка во дворе многоквартирного дома? Закон в 2020 году об этом не принят. То есть, парковка газели как и парковка грузовых транспортных средств, используемых юрлицами и ИП в коммерческих целях, и возвратившихся с рейса или смены, во дворе многоквартирного дома запрещается, но механизм реализации данной нормы на достаточном уровне еще не проработан.

В КоАП РФ никаких мер к нарушителям данных правил не прописано. В Минтрансе пояснили, что их введение — следующая задача в рамках формирования новой модели законодательства в РФ и разработке нового КоАП РФ.

Однако требования существуют, и водители должны их выполнять, хотя ответственность за их неисполнение пока и не установлена. Таково официальное мнение представителей Министерства транспорта Российской Федерации.

Штрафы для водителей такси в 2020 году

Услуги такси достаточно востребованы. Это порождает и высокую популярность подобных вакансий. В условиях, когда на иных рабочих местах в большей части регионов предлагают очень низкий доход, работа в такси позволяет заработать больше.

Учитывая тот факт, что работа в такси напрямую завязана на перевозке пассажиров, в 2020 году законодатель предъявляет существенные требования к таксистам. Их нарушение приводит к применению штрафных санкций на основании действующего законодательства.

Когда назначается штраф таксисту в 2020 году?

Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций. В 2020 году таких требований действительно много, за нарушение каждого таксисту назначается штраф.

Штраф за отсутствие лицензии такси.

Перевозки пассажиров относятся к лицензируемой деятельности. Закон запрещает заниматься перевозками при отсутствии специального разрешения. Данное требование установлено ФЗ №69 от 21.04.2011 года, в статье 9. Лицензия таксисту выдаётся сроком от пяти лет. Получить её может ИП или организация, но не физическое лицо.

В пункте 2.1.1 ПДД установлено, что таксист обязан иметь при себе и предоставлять по требованию сотрудника ГИБДД разрешение на право работать в такси. Наказание за отсутсвие лицензии предусмотрено в статье 12.3 пункте 2.1 КоАП РФ и выражается в виде штрафа на сумму в пять тысяч рублей.

Штраф за работу на неисправной машине в такси.

Любой автомобиль, даже если он используется сугубо в личных целях, должен быть полностью исправен, но это касается лишь определённых поломок. Например, никто не станет штрафовать водителя, на машине которого не работают стеклоподъёмники, но вот с неисправными тормозами ездить нельзя.

Читайте также:  Разбили стекло в машине во дворе - что делать? КАСКО, ОСАГО

В приложении к ПДД, именуемом «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» указаны все поломки, которые будут препятствовать эксплуатации транспорта в 2020 году. Это же касается и такси. Основные требования предъявляются тормозам, управлению, свету, очистителю лобового стекла, колёсам. Исправность этих систем необходима, чтобы обеспечить максимальную безопасность как водителю, так и его пассажирам.

Передвижение на машине при наличии неисправностей, перечисленных в данном приложении, наказывается в соответствии со статьёй 12.5 КоАП РФ. Сумма штрафа для таксистов начинается от 500 рублей и достигает 5000, также может применяться лишение права управления сроком до полугода.

Штраф за отсутствие путевого листа.

Любая перевозка пассажиров и багажа накладывает для таксиста требование о наличии путевого листа. В пункте 2.1.1 ПДД указано, что водитель, при наличии требования в законе, должен иметь такой документ при себе и предъявлять его сотрудникам ГИБДД. В уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в статье 6, пункте 2 указано, что осуществление перевозок в такси при отсутствии путевого листа запрещается.

Санкция за отсутствие путевого листа у таксиста в 2019 году предусмотрена статьёй 12.3 КоАП РФ, она определяется в виде штрафа на сумму в пятьсот рублей.

Штраф за установку «шашек» такси.

Транспорт, который используется для перевозок, должен быть обозначен. При этом деятельность контролируется государством так, что использование специального обозначения, так называемых «шашек», запрещено, если машина официально не считается такси.

Незаконная установка «шашек» такси предусмотрена статьёй 12.4 КоАП РФ.

Так, незаконная установка фонаря, который обозначает такси, наказывается в соответствии с пунктом 2. Штраф составит 5000 рублей для водителей и 500 000 рублей для организаций. В обеих случаях производится конфискация предмета нарушения, то есть «шашек».

Использование цветографической схемы, которая обозначает такси, наказывается уже в соответствии с пунктом 3 статьи 12.4 КоАП РФ. Штраф такого же размера, как и за незаконную установку»шашек» (5000 рублей для водителей и 500 000 рублей для юр.лиц).

Штраф за использование автомобиля с «шашками» без лицензии такси.

Передвижение на авто, на котором специальные обозначения такси установлены противоправно, наказывается уже по иной норме. Так, в пункте 4 статьи 12.5 КоАП РФ речь идёт о ситуации, когда на машине находится фонарь такси. Размер штрафа для водителя в 2019 году составит 5000 рублей.

В пункте 7 говорится о машине с нанесённой цветографической схемой. Для таксистов без разрешения на работу применяется точно такой же по размеру штраф.

Штраф за отсутствие шашек на такси в 2019 году.

Использование транспорта в такси, который не обозначен должным образом, также запрещается. Ответственность определяется на основании статьи 11.14.1 КоАП РФ. Так, в пункте 3 указано, что сумма штрафа для таксиста составит 3000 рублей.

Наказание применяется, если отсутствует хотя бы один обязательный элемент, например, только цветографическая схема или только фонарь. И если отсутствуют все обозначения, то санкция будет точно такой же.

Штраф за невыдачу чека.

Требования о выдаче кассовых документов предъявляются ко всем предпринимателям и такси не является исключением. При этом законодатель отдельно оговаривает санкцию за нарушение данного правила именно таксистом. Так, в пункте 2 статьи 11.14.1 КоАП РФ установлено, что санкция за подобное нарушение составит 1000 рублей штрафа для водителя.

Штраф таксисту за неразмещение обязательной информации.

Некоторая информация должна быть обязательно размещена в автомобиле. Конкретные сведения, которые должны быть указаны, перечислены в Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В пункте 117 указано, что на передней панели размешается информация о наименовании фрахтовщика, условиях оплаты, карточка водителя, содержащая его фото, реквизиты органа, который осуществляет контроль за перевозками. Пункт 118 указывает уже на то, что в легковом такси должны содержаться правила перевозки.

Штраф за отсутствие обязательной информации в такси в 2019 году предусмотрен статьёй 11.14.1 КоАП РФ. Для водителя такси он составит 1000 рублей, для должностных лиц – 10000 рублей, для юридических лиц – 30000 рублей.

Штраф за езду без страховки.

Передвижение на автомобиле всегда требует наличия полиса ОСАГО. Нет разницы, речь идёт о такси или о личном транспорте. Законодатель предусмотрел ответственность за подобное нарушение.

Ответственность предусматривается нормами КоАП РФ. Так, в пункте 1 статьи 12.37 установлен штраф за управление с полисом ОСАГО в период не предусмотренный страховым полисом или отсутствием конкретного лица в полисе (500 рублей), а в пункте 2 этой же статьи предусматривается штраф в 800 рублей за неисполнение обязанности по страхованию.

Штраф таксисту за езду без детского кресла.

Правила перевозки детей в такси также регулируется на общих основаниях, то есть штраф предусматривается для всех водителей, а не только для таксистов.

Ответственность установлена пунктом 3 статьи 12.23 КоАП РФ. Штраф для водителя составит 3000 рублей. Но вот юридическое лицо, например, компания, занимающаяся перевозками, может быть оштрафована уже на 100 тысяч рублей.

Штраф таксисту за езду по выделенной полосе в 2020 году.

С одной стороны, передвижение по такой части дороги допускается только маршрутному транспорту, но вопрос нужно рассмотреть внимательнее.

Так, пункт 18.2 ПДД устанавливает перечень транспортных средств, которым разрешается движение по автобусной полосе. В этом списке имеются и легковые такси. Соответственно, в 2020 году таксист не будет оштрафован за езду по выделенной полосе.

Какой размер штрафа таксисту без лицензии в 2020 году?

Деятельность такси требует наличия специального разрешения (лицензии). Получить его не так трудно, процедура максимально упрощена для легализации деятельности перевозчиков. Нарушение требования о наличии лицензии приведёт к привлечению к административной ответственности.

Помимо этого, имеется ещё несколько косвенных нарушений, так или иначе связанных с деятельностью такси.

НарушениеПравовая нормаРазмер санкцииВозможность скидки
Лицензия отсутствуетп. 2.1 ст. 12.3 КоАП5000 рублейИмеется
Автомобиль неисправенст. 12.5 КоАПОт 500 до 5000 рублей, в зависимости от типа неисправностиИмеется
Отсутствует путевой листп. 2 ст. 12.3 КоАП500 рублейИмеется
Незаконная установка «шашек»ст. 12.4 КоАП5000 рублей для водителя, 20000 рублей для должностного лица и 100000 рублей для юридического лица. Дополнительно применяется конфискация предмета нарушения.Имеется
Использование транспорта с «шашками»п. 4 и п. 7 ст. 12.5 КоАП5000 рублей за нанесение «шашек» по п. 4 и 5000 рублей за нанесение цветовой схемы по п. 7.Имеется
Отсутствие «шашек» на таксип. 3 ст. 11.14.1 КоАП3000 на водителя, 10000 на должностное лицо и 50000 на организациюОтсутствует
Невыдача чекап. 3 ст. 11.14.1 КоАП1000 рублей на водителя, 10000 на должностное лицо и 30000 рублей на организациюОтсутствует
Отсутствие обязательной информациип. 1 ст. 11.14.1 КоАП1000 рублей на водителя, 10000 на должностное лицо и 30000 рублей на организациюОтсутствует
Отсутствие ОСАГОст. 12.37 КоАП500 рублей при отсутствии страховки «с собой» или в случае её просрочки, 800 рублей при отсутствии страховки вовсеИмеется
Отсутствие детского креслаП. 3 ст. 12.233000 рублей на водителя, 25000 на должностное лицо и 100000 рублей на организациюИмеется
Передвижение по выделенной полосеНе является нарушением для такси, если машина имеет специальные обозначения.

Кто платит штраф назначенный водителю такси?

В 2019 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.

Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.

Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.

Порядок назначения штрафа таксисту в 2020 году

В 2020 году штраф применяется к таксисту на общих основаниях. Назначается он также, в соответствии с общими нормами.

Так, порядок назначения штрафа водителю такси выглядит следующим образом:

  1. обнаружение нарушения соответствующим сотрудником;
  2. вынесение протокола об административном правонарушении;
  3. вынесение и вручение постановления о правонарушении.

Водитель может отказаться получать постановление, в таком случае оно будет заполнено при понятых и выслано ему по почте. Если к ответственности привлекается организация, протокол будет направлен на её адрес.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ, организация привлекается к административной ответственности, если у неё имелись все условия для соблюдения установленных норм. При этом, в пункте 3 данной нормы указано, что привлечение к ответственности физического лица, не освобождает от наказания организацию. Получается, что санкция может быть применена одновременно к таксисту и к перевозчику.

Что делать водителю такси в случае назначения штрафа?

В случае привлечения таксиста к ответственности сотрудниками ГИБДД в 2020 году он может выбрать один из следующих вариантов действий:

  • Согласиться с нарушением и подписать протокол. Рекомендуется, если водитель полностью признаёт свою вину и согласен с ней.
  • Не соглашаться с нарушением и отказаться подписывать документ. Не рекомендуется, так как подобный отказ не отсрочит наказание и осложнит процесс обжалования.
  • Подписать протокол и указать на несогласие с нарушением.

При несогласии с текстом протокола, лучше всего указать об этом при подписании. Следующий шаг – обжалование штрафа ГИБДД в судебном порядке или посредством подачи жалобы в вышестоящий орган.

Таксист имеет право как признать протокол и оплатить штраф, так и обжаловать в установленном порядке. Организация, в лице должностных лиц, имеет те же возможности.

Есть ли скидка на штрафные санкции таксисту?

Пункт 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ предусматривает возможность оплаты административных штрафов с пятидесятипроцентной скидкой. Однако, речь идёт не о всех штрафах, а только о вынесенных на основании главы 12 КоАП РФ, за исключением некоторых отдельных нарушений.

Получается, что в 2020 году не может быть обжалован штраф назначенный таксисту за отсутствие обязательной информации, невыдачу чека и отсутствие «шашек». Остальные нарушения могут быть оплачены в двадцатидневный срок с даты вынесения в размере, составляющем половину от первоначально назначенной суммы.

Обжалование

Обжаловать штраф таксист может в следующем порядке:

  • получить копию постановления о назначении штрафа ГИБДД;
  • подготовить текст жалобы на постановление, указав причину несогласия, ссылку на нужные правовые акты и доказательства;
  • направить жалобу в вышестоящий орган или в суд.

Далее всё зависит от органа, который будет рассматривать жалобу. Так, если это, например, областное отделение ГИБДД (при условии, что штраф вынесен инспекторов госавтоинспекции), то остаётся лишь дождаться результата рассмотрения. Если обжалование производится через суд, то заявителю нужно будет принять участие в заседании, привести свои доводы и доказательства.

Скачать образец заявления на обжалование штрафа назначенного водителю такси можно здесь.

Как избежать штрафов таксисту в 2020 году?

Таксисту можно избежать штрафов, если следовать основным правовым требованиям:

  • использовать специальные обозначения, которые определяют легковые такси;
  • иметь лицензию и следить за сроком её действия;
  • располагать в машине всю необходимую информацию;
  • предоставлять клиентам финансовые документы;
  • регулярно проверять машину на техническую исправность.

Также рекомендуется соблюдать общие требования, которые касаются всех водителей. Например, касающиеся наличие полиса ОСАГО или соблюдения ПДД в целом.

Нюансы

Штрафные санкции для таксистов в 2020 году предъявляются к нарушителям, которые имеют соответствующий статус, так и не имеют, но фактически занимаются такой деятельностью. При этом водителям следует обратить внимание на некоторые практические нюансы:

  • штраф выписывается, если гражданин занимается такой деятельностью в отсутствие разрешения;
  • на автомобиль должна быть нанесена как цветографическая схема, так и установлен специальный фонарь;
  • к таксистам предъявляются общие требования, касающиеся безопасности и технического состояния машины.

Документ, который обязательно должен быть у водителя, называется именно «разрешение», а лицензией он именуется неправильно.

Иностранцев высадят из такси: к чему приведёт новая реформа отрасли

В следующем году рынок услуг такси может серьезно измениться. Госдума собирается принять закон о регулировании этой сферы, который, с одной стороны, призван сделать ее более цивилизованной, но с другой — может принести немало рисков для бизнеса, а также для кошельков клиентов. Возможно, риски оправданы, ведь речь идет о безопасности поездок?

Эти и другие поправки депутаты из профильного комитета собираются добавить в рамках второго чтения законопроекта о регулировании рынка такси.

В первом чтении законопроект был принят в декабре 2018 года и в первоначальной версии носил менее революционный характер.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ РАНЬШЕ

Отметим главные новации первоначальной редакции. Они сохранятся и в финальной версии документа — с дополнениями.

Одна из норм документа определяет, что машина, используемая как такси, должна иметь цветографическую схему на кузове, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, таксометр. Важно, что определенный цвет кузова такси будет необязателен. Согласно объяснению авторов из профильного комитета, это сделали ради противодействия «прикормленным» властью компаниям.

Помимо этого законопроект устанавливает требования к водителям. А именно, работать таксистами смогут только водители со стажем не менее трех лет, они должны будут получить разрешение. Водителей также предлагается обязать проходить мед-осмотр, вводится предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Предрейсовый осмотр водителей, правда, в тексте не упоминается — не ввели из-за нехватки медицинских работников, пояснили депутаты.

Еще один блок поправок посвящен агрегаторам такси — их впервые обязывают становиться на учет в региональные реестры. Причем это должны быть именно российские компании, а не филиалы иностранных юрлиц. Серверы агрегаторов также должны размещаться на территории страны. Информацию о заказах операторам придется хранить не менее полугода. Агрегаторам, кроме того, будет необходимо сотрудничать только с лицензированными перевозчиками.

Законопроект уже и в таком виде вызвал возражения у игроков рынка. Представителей агрегаторов возмутило предложение о запрете выхода на рынок такси для иностранных компаний. Принятие закона в такой редакции поставит под угрозу продолжение работы в России сервисов Gett, «Яндекс.Такси», Uber, эстонского Bolt и других. Представители последнего отметили, что идея противоречит политике развития конкуренции и формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

Читайте также:  Европротокол при дтп в 2020 году - сумма выплат, сроки, оформление

Основатель компании Gett Дейв Вайсер эмоционально прокомментировал данную тему на Петербургском международном экономическом форуме. «Планируя инвестировать еще сотни миллионов, мы проснулись и читаем новость о том, что есть закон о регулировании такси, где предлагается ограничить поступление западного капитала в эту сферу в России», — заявил он. Бизнесмен предложил не пытаться ударить по рынку через жесткие нормативные практики, а лучше усилить его регулирование со стороны Федеральной антимонопольной службы.

В Gett также спрогнозировали, что следствием борьбы с иностранными сервисами на рынке такси станут уход с рынка компаний, монополизация отрасли и повышение цен для пользователей минимум на 15 %.

Первый замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников поддержал позицию агрегаторов, заявив, что внедрение инициативы приведет к снижению конкуренции в отрасли. Парламентарий также отметил, что многие российские компании имеют иностранный капитал.

НЕ НУЖЕН ВОДИТЕЛЬ УЗБЕКСКИЙ

Однако это, как говорится, были только ягодки. В рамках подготовки ко второму чтению документ планируется существенно дополнить, о чем журналистам заявил глава профильного комитета по транспорту и строительству, один из авторов законопроекта о такси Евгений Москвичев. В новой версии совершенно другие понятия о легковом такси и новые требования, уточнил парламентарий.

Наибольший резонанс вызвала новая идея запретить работать таксистами иностранным гражданам. Эта норма, как предполагается, дополнит положение о запрете выхода на рынок для иностранных компаний.

«Человек без российского гражданства не будет иметь права работать в России в качестве водителя такси», — сказал Москвичев в комментарии агентству РИА Новости.

Депутат выразил уверенность, что это повысит безопасность перевозок. По его оценке, в России «достаточно водителей, способных управлять этим транспортом».

Отметим, что сейчас в законе «О безопасности дорожного движения» есть запрет найма коммерческих водителей с иностранными правами. Однако в силу соглашений на международном уровне было сделано исключение для граждан Белоруссии, Киргизии и других государств, где русский язык закреплен в качестве официального.

А ведь именно из этих стран, в основном, совершается «набор кадров» в такси. Их работа легально разрешена в силу международных договоров, так что предложения профильного комитета удивительны, считает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Кирилл Янков.

«Разве Госдума собирается их расторгнуть?» — отметил он, имея в виду указанные соглашения.

Важнее то, что одномоментный уход с рынка всех таксистов-иностранцев вызовет нехватку водителей и рост цен, предсказал эксперт.

Пассажирам не очень важно гражданство водителя, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Согласно данным за март нынешнего года по целевой выборке пассажиров такси объемом 800 респондентов, этот критерий не играет большой роли при выборе в пользу поездок на такси.

Респондентов просили присвоить критериям баллы, где 1 — наиболее важно, а 9 — наименее. Самыми важными факторами опрошенные, прежде всего, назвали техническое состояние автомобиля (2,89) и профессиональное мастерство водителя (3,21). Меньше всего баллов набрали такие критерии, как: гражданство водителя (5,81), форма собственности на такси (6,42) и марка автомобиля (6,63).

В ПОЛЬЗУ БЕЗОПАСНОСТИ

Однако есть мнения и в пользу законодательного «удаления» с рынка иностранной рабочей силы.

«В данном вопросе я полностью согласен с авторами законопроекта, — заявил «Автопарку» руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. — Дело в том, что иностранцы на настоящий момент отнимают значительную часть рынка труда у российских граждан».

При этом он признал, что подобная ситуация наблюдается в большинстве гораздо более экономически развитых стран, где в такси также работают иммигранты.

Еще более существенный аргумент — безопасность поездок на такси, на уровень которой влияет квалификация водителя. А с ней обычно у приезжих больше проблем. «Просто хорошие, профессиональные водители востребованы и находят работу у себя на родине, а в другие страны выезжают на заработки в большинстве случаев разнорабочие, у которых просто есть права», — констатировал эксперт.

Из-за засилья на рынке иностранной рабсилы агрегаторы в борьбе за клиентов значительно снизили тарифы, напомнил также Иванов. Ведь значительную долю в ценообразовании имеет фонд оплаты труда. С точки зрения потребителя это, конечно же, хорошо, признал эксперт. Но есть и, как говорится, обратная сторона медали.

— Применяя низкие тарифы, а как следствие низкая заработная плата, компании не имеют никакой возможности привлечь, а главное — удержать профессиональных, хороших водителей на рынке такси, — пояснил представитель IBF-Motors. — А это снова возвращает нас к разговору о безопасности.

Кстати, водители работают по многу часов не потому, что они хотят этого — они вынуждены так поступать, констатировал эксперт. В противном случае им нечем будет заплатить за аренду авто, ГСМ, да и на жизнь мало что останется.

— Благодаря не очень дальновидной стратегии агрегаторов мы получили огромный пласт водителей, которые в последнюю очередь думают о безопасности дорожного движения, — добавил Иванов.

В случае ухода водителей-иностранцев с рынка некоторое время будет дефицит водителей в такси, что, безусловно, приведет к росту тарифов, спрогнозировал он.

«Но! А кто сказал, что автоперевозки должны быть дешевы? — отметил эксперт. — На данный момент короткие городские поездки в такси сопоставимы по цене с поездкой на метро или автобусе, а если едет три-четыре человека, то и дешевле. Это неправильно».

По его прогнозу, цены вырастут, объем перевозок в километрах и часах упадет, но в денежном объеме рынок такси увеличится.

— Выиграют и агрегаторы, и компании такси, и водители, а главное — благодаря привлечению профи выиграют пассажиры в качестве и безопасности обслуживания, — резюмировал Иванов. — Безусловно, снова вырастет серый рынок такси, но это вопрос работы правоохранительных органов.

Генеральный директор «АвтоСпецЦентр SKODA Каширка» Роман Гидаятов также поддержал готовящиеся изменения.

— В связи с тем, что за 2018 год количество ДТП с участием мигрантов увеличилось на 20 %, подобное ограничение имеет основание, — заявил он. — При этом в крупных городах иностранцев за рулем такси до 50 %, аварии с их участием происходят каждый день, нередко виновник управляет автомобилем по поддельным документам.

По прогнозу Гидаятова, одномоментный уход иностранцев с рынка перевозок может привести к скачку цен на поездки на такси. «Однако данные изменения будут краткосрочными — мигрантов быстро заменят россияне, приезжающие из регионов на заработки», — считает он.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов согласен с аргументами на тему безопасности, так как количество ДТП по вине таксистов-мигрантов велико, считает он.

— Идея о введении запрета основана на том, что количество иностранцев, предоставляющих фальшивые документы (прежде всего, водительские права), растет, — отметил он. — Процедура проверки подлинности документов занимает достаточно длительное время — от 3 месяцев до одного года. А для проверки международных водительских удостоверений необходимо использовать базы других государств, и зачастую работодатели пренебрегают этим.

В итоге, резюмировал эксперт, на работу берут автомобилиста, не обладающего всеми профессиональными компетенциями для управления транспортным средством и перевозки пассажиров.

Впрочем, Тузов считает, что вряд ли законодатели пойдут на жесткие меры.

— Скорее всего, полного запрета на работу мигрантов в такси введено не будет, так как это уже дискриминация, — отметил он. — Возможно, будет ужесточение требований к иностранным гражданам или введут какие-либо ограничения.

Аналитик назвал логичным более мягкий вариант — разрешить заниматься профессиональной деятельностью по перевозке пассажиров и багажа только тем иностранцам, у кого есть водительское удостоверение российского образца.

Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, комментируя данную тему, назвал перегибом полный запрет на работу таксистами для лиц без гражданства РФ. Они должны иметь права российского стандарта — тогда работу можно разрешить, согласен он.

А вот глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев в своем комментарии поддержал предложение запретить иностранным гражданам работать водителями легковых такси. Вопрос стоит о сохранении человеческих жизней на дороге, подчеркнул он.

ЗАПРЕТЯТ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ

Другие предлагаемые к принятию положения законопроекта также привели к спорам, хоть и в меньшей степени. Так, недовольство агрегаторов ожидаемо вызвала идея о сокращении их комиссии до 2–3 %. Эксперты приводят данные, что службы такси берут по 10 % в качестве наценки, а некоторые — по 20–30 %.

С одной стороны, эта мера, согласно задумке, позволит сдержать подорожание. Но с другой — существенное сокращение агрегаторской наценки сделает технологическое развитие служб такси экономически нецелесообразным, заявили в компании Gett.

Не нравится игроку рынка и возложение на агрегаторов обязанности контролировать режим труда и отдыха. Это противоречит действующему законодательству, заявили в компании. Создается возможность коррупционной составляющей, так как новые поправки позволяют, при необходимости, убрать с рынка любую службу заказа такси, сказали в Gett.

Впрочем, контроль над режимом труда и отдыха водителей, конечно же, нужен, с этим согласны многие эксперты. Данная мера необходима, чтобы избежать переработок, которые могут привести к ДТП.

Что именно предлагается в данной сфере? Режим труда и отдыха водителей, а также маршруты передвижения будут контролировать с помощью системы ГЛОНАСС, анонсировал глава думского комитета Евгений Москвичев. Каждый оператор, кроме того, будет отправлять месячный режим труда и отдыха своих водителей в единую региональную систему. Если таксист работает ежедневно, то это должно быть не больше восьми часов. А если по сменам, то не больше 10 часов в сутки.

Все это будет на автоматическом контроле, рассказал Москвичев. То есть, как только таксист выработает норму часов, он уже больше не сможет оказывать услуги в этот рабочий день. Планируется, что у каждого водителя появится персональная карта, где станет фиксироваться время, проведенное за рулем. Аналогичная система, кстати, используется в городском пассажирском транспорте. Пригодится при внедрении новшеств и опыт рынка грузоперевозок.

Получается, водители не смогут параллельно работать с несколькими компаниями.

Указанные требования к режиму также могут вложиться в рост цен на рынке наряду с запретом иностранных водителей и компаний. В профсоюзе таксистов Москвы заявили, что фактически таксисты отрабатывают часов 70–75, а то и больше, в неделю. Это существенно больше, чем нормальная рабочая неделя. Но граждане идут на это, потому что у них кредиты, аренда, необходимость отсылать деньги родным и т. п. Таким образом, если водители станут работать меньше, часть из них вынуждены будут уйти с рынка, что и чревато подорожанием.

В свою очередь, Сергей Канаев отметил, что посредством ГЛОНАСС государство хочет вывести из тени часть бизнеса такси, и усомнился в том, что установка этих систем повлияет на стоимость поездок.

Опыт в данной сфере у агрегаторов, кстати, уже нарабатывается — компании «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Везет» начали тестировать в Москве систему контроля режима труда и отдыха таксистов, позволяющую отслеживать общее время, которое водители проводят за рулем.

Гендиректор «АвтоСпецЦентр SKODA Каширка» Роман Гидаятов поддержал идею установки маячков ГЛОНАСС и меры по усилению контроля над режимом в целом. «Если автомобилист отработал более 8 часов за рулем, он не менее опасен, чем водитель в состоянии алкогольного опьянения», — считает эксперт.

В Экспертном центре «Движение без опасности», правда, усомнились в идее насаждения именно ГЛОНАСС для контроля всего маршрута, ведь «такси работает в городах, где хорошая сотовая связь и интернет, и по GPS местонахождение машины можно определить в любой момент».

А вот что важно, так это внедрение для водителей методов дистанционного предрейсового осмотра, чтобы исключить человеческий фактор и добиться высокой безопасности поездок, подчеркнула президент организации Наталья Агре.

— Также важен контроль за рабочим временем, чтобы не допустить переработок, но вводить для этого «карточки» — это вчерашний день в эпоху биометрической идентификации. Хотелось бы увидеть в действии современные методики, — добавила она.

А КТО ПЛАТИТЬ БУДЕТ?

Между тем, ГЛОНАСС с пассажирскими перевозками на сегодняшний день фактически не работает, отметил, комментируя эту тему, первый замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков (он же председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»).

— К тому же надо понимать, что в России, по разным подсчетам, два-три миллиона такси, — сказал он в интервью «Парламентской газете». — Подавляющая их часть (80–90 % рынка) — это индивидуальные предприниматели. И возникает вопрос — как государство может их контролировать, в том числе маршруты, и каким-то образом их поправлять? Ведь это примерно 30 миллионов маршрутов в день. Кто их будет анализировать?

Все это пока выглядит как благие намерения, но не решение проблемы, — не согласен с коллегой по комитету Лысаков.

Про персональные карты у него есть сомнения — кто, например, оплатит все эти расходы? Ведь мало создать персональную карту — придется создавать и дополнительно предусматривать в бюджете создание соответствующего центра или структуры со своим штатом, аппаратурой, процессами мониторинга.

Парламентарий предложил другой вариант — «ввести идентификацию по номеру водительского удостоверения». И если человек отработал положенное количество часов по Трудовому кодексу в одной компании, то он просто не сможет подключиться к другому агрегатору и получить от него заказ.

В предложениях, озвученных Москвичевым, есть и другие новшества. Водители должны будут проходить те или иные дополнительные курсы — в зависимости от региона, в котором они работают. Кроме того, законодатели планируют наложить запрет на использование в качестве такси легковых автомобилей возрастом более семи лет. Этот пункт тоже вызвал сомнения — лучше бы учесть, сколько машина отработала именно в такси, учитывать именно техническое состояние авто, а не просто возраст, советуют эксперты.

Предложенные меры еще будут обсуждаться, и не факт, что пройдут через Госдуму. Как бы то ни было, и эксперты, и депутаты уверены, что контроль над рынком такси — и особенно над агрегаторами — вводить надо. Важно также наладить передачу заказа только лицам, имеющим разрешение, чему будут способствовать финансовые санкции. После принятия базового закона о регулировании такси депутаты собираются предложить штрафы за передачу заказов таксистам, работающим без разрешений. Наказание на первый раз составит 200 тыс. руб., в повторных случаях — 500 тыс. руб.

Что касается даты принятия закона о регулировании такси, то это, по расчетам депутатов, произойдет до конца нынешнего года. Время для доработки и консультаций с экспертами и бизнесом еще есть.

Ссылка на основную публикацию